Америка сомневается в победе

Читать в полной версии →
В Афганистане уже заканчивается то, что можно разбомбить. Перед Вашингтоном стоит дилемма: или переходить к наземной операции, или послать все это на фиг

В средства массовой информации стали поступать сведения о том, что по стройным рядам антитеррористической коалиции пробежал ветерок сомнения. Рыба, как известно, утрачивает свою гастрономическую привлекательность начиная с головы. США, как голова всего "антибенладенского" предприятия, кажется, утрачивают уверенность в себе и своих действиях в Афганистане.

И действительно, бомбежки идут как часы, по графику и без потерь, в Афганистане уже заканчивается то, что можно разбомбить. А где результат? Талибы* по-прежнему у власти, Северный альянс – на севере, бен Ладен – вообще неизвестно где. Засомневаешься тут!

В принципе, ситуация сейчас такова, что тактика воздушных налетов и ракетных обстрелов близка к самоисчерпанию. Объектов, достойных крылатой ракеты, на территории Афганистана действительно осталось немного, а долбать по горам в надежде накрыть пещеру с бен Ладеном – дело неблагодарное и накладное. Так что перед Вашингтоном стоит дилемма: или переходить к наземной операции, или послать все это на фиг. Второе не подходит: так поступать оскорбленной сверхдержаве не подобает. Остается война сухопутная.

Вот этого-то и ждали талибы. Их лидер мулла Мухаммед Омар заявил недавно, что "настоящая война против США, обладающих техническим превосходством, еще не началась, но когда американцы войдут в Афганистан, они получат горький урок". "Мы не будет встречать американцев розами". А организация бен Ладена "Аль-Каэда" в распространенном недавно заявлении вообще страху нагнала: в Афганистане, дескать, есть очень много молодых людей, "которые любят смерть больше, чем американцы – жизнь". Добро пожаловать, одним словом.

Что ж, англичане и мы в свое время уже пожаловали (спасибо, понравилось!), а американцы – еще нет. Теперь пусть и они попробуют. Тогда, глядишь, и сложится у нас тройственная коалиция "ветеранов войны в Афганистане". Британцам, правда, придется поддержать своего союзника, но они, видимо, ограничатся отправкой непальских наемников.

Остается вопрос: когда же Афганистану ждать начала интервенции? Логично было бы начать поскорее, пока талибы не оправились от бомбежек. Однако недавно министр обороны Великобритании Джефф Хун дал понять, что развертывание американского и британского спецназа в Афганистане может начаться не ранее мая 2002 года. Почему такая пауза? Да все просто: дело в плохой погоде. Скоро в Афганистане начнется зима, которая, с учетом горного рельефа местности, является суровым испытанием даже для местных жителей, не говоря уже о привыкших к комфорту натовских спецназовцах.

Тут сказываются "особенности национальной войны" США: солдат, который пошел служить по контракту за приличные деньги, откровенно тяготеет к спокойствию, безопасности и комфорту. Это для него – бизнес. Бывали случаи, когда рота отказывалась идти в атаку (это было во Вьетнаме), поскольку считала, что артподготовка произведена недостаточно тщательно и риск слишком велик. Однажды чуть не случилась массовая забастовка на авианосце, вызванная тем, что вовремя не было доставлено пиво (которое значится в условиях контракта!) А вы говорите – воевать зимой в пустынных горах!

Впрочем, можно назвать и другую причину отсрочки наземной операции: необходимость тщательно ее проработать в штабных условиях и на арене мировой политики. Если воздушную операцию готовили месяц, то с наземной едва ли до весны справятся. Это при том, что натовские генералы свидетельствуют об отсутствии у США какого-либо плана предстоящей операции. Говорится лишь о том, что американцы собираются в этой кампании "быть очень гибкими". Ну что же, флаг им в руки: нам ведь тоже приходилось "гнуться" в Афганистане.

С международной ареной еще сложнее. На Западе Вашингтон пока без труда находит если не одобрение, то по крайней мере сочувствие в своей тяжелой и неравной борьбе с талибами, однако Восток к этой борьбе относится с куда меньшим пониманием. Проблема хотя бы в том, что сопредельные с Афганистаном государства упорно не хотят предоставлять США свою территорию в качестве плацдарма для наземной операции. Кто хранит напряженное молчание, кто ведет двойную игру, кто и вовсе осуждает действия американцев... Как ни крути, в мусульманском мире испокон веку действует принцип коллективной безопасности, изобретенный на Западе совсем недавно.

Есть, правда, и другой вариант войны в Афганистане – война гражданская. Она, собственно, идет и сейчас, надо только поактивнее поддерживать "своих" – силы Северного альянса: глядишь, они и победят талибов. Только вот как же тогда с возмездием? Его же должны совершить сами США! Да и моджахеды пошли какие-то строптивые: не особенно они расположены к сотрудничеству с Америкой, даже оружие предпочитают российское. Президент Афганистана Раббани заявил, что у его администрации нет ни соглашений, ни взаимопонимания с США по поводу нынешней военной операции.

А крупный лидер моджахедов Гульбеддин Хекматиар, воевавший когда-то против советских войск, недавно объявил, что вообще собирается вместе с талибами отстаивать Кабул. Хекматиар предсказал, что Афганистан станет для Америки "вторым Вьетнамом". Так что у Вашингтона есть повод для сомнения. И паузы. А тут, как известно, чем больше артист, тем дольше пауза.

* Организация запрещена на территории РФ

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей