|
"Yтро": Сергей Павлович, как вы оцениваете современное состояние российского туристического рынка?
Сергей Шпилько: В целом это отрасль, которая довольно динамично развивалась весь постсоветский период, несмотря на отсутствие масштабной поддержки со стороны государства. Но ситуация на различных сегментах этого рынка очень отличается. По выезду мы заняли прочное место в числе лидеров среди стран-доноров мировых турпотоков. Что же касается въездного туризма, то, несмотря на определенные успехи в этой области (в плане спроса на поездки в Россию ситуация сейчас довольно позитивная), здесь много проблем, и главная – уровень развития туристской инфраструктуры. Конечно, нельзя недооценивать того, что было сделано за годы, прошедшие после перестройки. Была создана гостиничная индустрия по существу принципиально нового уровня. Если в СССР всего 2-3 гостиницы можно было с трудом классифицировать на уровне 4*, то сейчас только по дороге из Шереметьева до Кремля можно насчитать больше десятка 4-5-звездных отелей.
При советской власти едва ли не половина страны была фактически закрыта для иностранцев. У подавляющего числа субъектов федерации, по сути, и не было условий для приема иностранных туристов, даже гостиницы "Интурист" были далеко не во всех городах. Сейчас в большинстве из них есть уже, по крайней мере, 1-2 гостиницы категории 3*, а то и 4*. А кое-где, особенно в крупных городах, построено по нескольку отелей бизнес-класса. Помимо гостиничного хозяйства активно начали развиваться горнолыжные курорты, обустраиваться бассейнами, аквапарками, ресторанами, боулингам и другими объектами инфраструктуры пляжные и гостиничные комплексы. Но это все пока что создает условия для приема сравнительно небольших турпотоков, я бы даже сказал, ручейков. Поэтому проблема все равно остается, и именно недостаток мест в современных отелях, прежде всего, категории 3*, является важнейшим сдерживающим фактором для развития въездного туризма в Россию. По Золотому кольцу, например, мы удовлетворяем лишь 60-65% заявок. Все то же самое можно сказать и про объекты показа – есть большое продвижение, многое отреставрировано, реконструировано, но все равно пропускная способность часто невелика и музеи захлебываются от турпотоков. Все это нужно расширять, реконструировать, развивать. Есть целый ряд и других проблем, связанных с въездным туризмом. Например, проблема подготовки кадров: готовят-то их сейчас много, но они не всегда соответствуют условиям рынка. Значительную проблему составляют цены на внутренние перевозки.
"Y": Кстати о ценах – эксперты говорят, что это также становится одним из серьезных факторов, сдерживающих въездной туризм в Россию. Стоимость такой поездки постоянно растет, и для иностранцев наша страна является сейчас одной из самых дорогих в мире. При этом уровень сервиса по-прежнему не соответствует признанным стандартам.
С.Ш.: За прошлый год, по данным госстатистики, базовый выездной пакет в страны пляжного отдыха вырос примерно на 5%. А внутренний турпродукт в среднем подорожал почти на 20%. Для иностранцев же он стал еще дороже, учитывая оплату визовых сборов и т.д. И уже не первый год наблюдается такая динамика цен. А происходит это за счет того, что, во-первых, когда не хватает туристской инфраструктуры, соответственно, снижается уровень конкуренции и у гостиниц появляется дополнительный стимул для повышения цены. Высокими темпами растут также цены на ж/д и авиаперевозки, на билеты в музеи. И все это, в конечном счете, складывается в турпродукт, конкурентоспособность которого, с ценовой точки зрения, постепенно снижается. Кроме того, существует проблема сложных визовых формальностей для въезда в Россию иностранцев из экономически развитых стран, т.е. миграционно не опасных. И, наконец, остается вопрос продвижения российского турпродукта на внешнем рынке – впрочем, эта проблема актуальна и для внутреннего рынка. Мы мало тратим денег на рекламу по сравнению с нашими зарубежными конкурентами.
"Y": Сколько на этот год было выделено средств на рекламу России за рубежом?
С.Ш.: Общий бюджет на федеральном уровне был порядка 100 млн руб., из которых около 2/3 идет непосредственно на рекламу. Но проблема еще в том, как эта реклама осуществляется. Получается, что мы пропагандируем направления, которые и без того пользуются спросом. Надо поменять акценты, рекламировать те регионы и продукты, которые мы хотим продать, а не те, которые уже успешно продаются. Это касается и внешнего, и внутреннего рынка. Внутренний рынок на данном этапе вообще гораздо больше и перспективней для такой страны, как наша, с точки зрения бизнеса. И все названные проблемы здесь тоже стоят очень остро. Но без участия государства, без консолидации самого бизнеса их решить сложно. Есть очень много вопросов, по которым государство должно четко выразить свою позицию, и не на уровне деклараций, а в конкретных решениях. Допустим, если мы развиваем туризм, то должны ответить себе на вопрос: на чем хотим зарабатывать – на норме прибыли при выдаче виз или на выдаче как можно большего их количества, но дешевых? Потому что страна не может на мировом рынке квалифицироваться как гостеприимная, если у нее высокие визовые сборы. Это касается и цен на внутренние перевозки, и капитальных вложений в туриндустрию. Мы должны идти на реальные шаги в плане создания льготного режима инвестиций в этот сектор экономики.
Вот, например, возьмем туристские автобусы. Известно, что у нас очень старый автобусный парк, зачастую не соответствующий современным требованиям по уровню комфортности и безопасности. При этом мы ведем бесконечные разговоры о том, что необходимо наладить выпуск современных туристских автобусов в России. И, тем не менее, держим запретительно высокие пошлины на импорт этих автобусов, а также и круизных судов, и самолетов. В результате, если покупать автобус напрямую, без всяких сложных телодвижений, он обойдется на $60-70 тыс. дороже, чем, например, нашим конкурентам в Польше и других сопредельных странах. Я уж не говорю о странах ЕС. Можно ли решить эту проблему? Конечно. Во-первых, с помощью снижения таможенных пошлин или, по крайней мере, освобождения от них при консолидированной закупке под гарантию государства или серьезного финансового института, крупной партии тех же автобусов, как это сейчас делается по закупке грузовиков для малого бизнеса. Чье это должно быть решение? Государства. То же касается и всех остальных вопросов, в том числе регулирования туристского рынка, вопросов защиты прав потребителя и т.д.
"Y": Прошло несколько месяцев с момента перехода туристической отрасли из-под юрисдикции Департамента туризма МЭРТ в ведение Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму. Изначально турбизнес воспринял это известие отрицательно. Как повлияли административные перестановки на деятельность рынка? Как складываются отношения с новой структурой?
С.Ш.: У нас были некоторые проблемы, связанные с тем, что из-за передачи полномочий из одной структуры в другую остановился процесс лицензирования. То есть вновь созданные или преобразованные фирмы в течение несколько месяцев не могли получить лицензии. Но сейчас этот вопрос решен. В целом же с новыми структурами отношения складываются конструктивно. Теперь очень важно, чтобы был обеспечен соответствующий уровень координации между различными ветвями власти. Потому что 70-80% всех проблем, мешающих развитию туриндустрии, не находятся в прямой компетенции органов управления туризмом. Эти проблемы существуют в отраслях смежников – транспорт, инвестиционный блок, таможня, МИД, МВД, Минприроды, Минкультуры, Минтранс. И, собственно, основная задача государства – обеспечить эту координацию. Если она будет, то у России с точки зрения туризма очень серьезные перспективы. А если этой координации не будет, мы можем потерять даже то, что имеем, и остаться аутсайдерами на мировом рынке в той отрасли, где у нас есть все шансы серьезно побороться за лидерство.
"Y": Но это, наверное, обусловлено не столько государственными приоритетами, сколько интересами рынка. В развитых странах интерес к внутреннему туризму и к внешнему примерно одинаков, а у нас явное предпочтение отдается второму.
С.Ш.: Это большое заблуждение. По данным прошлого года за рубеж выехало чуть более 5 млн российских туристов. А в стране один только Краснодарский край принимает почти 6 млн отдыхающих. Туроборот внутри страны гораздо больше, чем международный, включая даже въездной и выездной туризм вместе взятые. И, кроме того, в развитых странах выстроены гармоничные отношения между бизнесом и государством, без чего в сфере туризма никак не обойтись, потому что эта отрасль очень зависит от влияния нерыночных факторов – политических, климатических, техногенных, тех же визовых вопросов и т.д. Это объективная реальность. Хотя, конечно, в первую очередь этот вопрос определяется конъюнктурой рынка.
"Y": В Думе продолжается обсуждение законопроекта об отмене лицензирования в области туризма, что также негативно воспринимается рынком. Как вы относитесь к возможной отмене лицензирования? Как сейчас развиваются события в этой области?
С.Ш.: Пока что точка зрения об отмене лицензирования в сфере туризма возобладала на уровне правительства, но в стадии обсуждения этих вопросов. Мы надеемся, что это решение все-таки не обретет законодательную форму. Позиция РСТ основывается на том, что нельзя отменять, пусть несовершенный, но реально действующий механизм лицензирования, не создав новый. Лицензирование применяется во множестве несравненно более туристски развитых стран, чем Россия: в Англии, Японии, Израиле, Турции... И довольно жесткие схемы там применяются, поскольку туризм является сферой высоких потребительских рисков, тем более что здесь идет стопроцентная предоплата услуг, средний размер которой фактически превышает среднюю величину первоначального банковского вклада. И сам продукт сложный, подверженный влиянию многих нерыночных факторов. В России лицензирование является неэффективным в силу несовершенства самого закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Мы не возражаем против введения альтернативного механизма регулирования рынка, в том числе и с помощью саморегулируемых организаций, но, опять же, базовый закон "О саморегулируемых организациях" должен быть серьезно продуманным. И любая форма регулирования, будь то лицензирование, сертификация, аккредитация, продажа патентов или что-либо иное, должна предполагать финансовые гарантии ответственности туроператоров с учетом особенностей отдельных сегментов рынка.
Но для создания и налаживания работы саморегулиремых организаций нужно время. А лицензирование, напомню, планируется отменить с начала нового года. В результате весьма вероятно возникновение периода правового вакуума. Чтобы избежать этого, необходимо продлить действие существующего механизма лицензирования на 1-2 года, с тем, чтобы основательно подготовиться к передаче функций регулирования предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации, отработать соответствующие стандарты, механизмы финансовых гарантий, которые предусматривает существующий законопроект.
"Y": А если все-таки будет принято решение о саморегулируемых организациях, сможет ли взять на себя соответствующие функции РСТ?
С.Ш.: Функции саморегулируемой организации – сможет. Но в какой степени – станет ясно после того, как будет принят соответствующий базовый закон. Если брать существующие проекты, то устав РСТ им и так соответствует. Но дело в том, что в РСТ входят различные предприятия. Большинство – это, конечно, туроператоры и крепкие, достаточно сильные агенты. Но есть и гостиницы, и авиакомпании, и страховые компании. И нужно будет понять, что следует сделать с Союзом – преобразовать РСТ в саморегулируемую организацию и создать в ней разные гарантийные фонды для различных участников рынка или использовать другие механизмы, в зависимости от того, к какому сегменту рынка относится организация. Либо это могут быть саморегулируемые организации по сегментам рынка: агентские, операторские по въездному и по выездному туризму, а РСТ, в свою очередь, может их объединять. Так что, давайте подождем базового закона, и тогда все станет понятно.