Государственные мужи поработают сенаторами "по вызову"

Читать в полной версии →
Назначаемых губернаторов, в отличие от всенародно избранных, Кремль не боится. Теперь им даже разрешат посидеть в сенаторских креслах и понажимать на кнопки




Президент России вчера дал расширенное интервью трем российским телеканалам. По его собственному признанию, это было сделано для того, чтобы донести до граждан мотивы, которыми он руководствовался, инициируя последние изменения в системе государственной власти страны. Между тем, означенные изменения уже идут полным ходом. Напомним, Госдума приняла в первом чтении закон, меняющий порядок избрания губернаторов на их фактическое назначение, разрешила министрам руководить партиями. Со дня на день парламент займется реформой избирательной системы: в депутаты Госдумы будут пускать только по партийным спискам. Партии тоже отфильтруют: тем, которые не дотянули до 50 тысяч членов, приказано умереть. Все ломали головы: а при чем тут борьба с террором? Вчера глава государства наконец признался, что задумывалась реформа давно. Трагические события в Беслане только дали окончательный толчок к началу ее реализации.

На самом деле это и так было ясно: в течение всех неполных пяти лет своего президентства Владимир Путин планомерно двигался к превращению Российской Федерации в унитарное государство. Напомним основные вехи этого пути. Одним из первых шагов стало формирование единого правового пространства страны: Генпрокуратура взялась активно отслеживать региональные законы, противоречащие федеральному законодательству. Процесс борьбы с местным самостийным законотворчеством оказался долгим и мучительным для обеих сторон. Не случайно в федеральном законодательстве появилась норма, которая позволяла отстранять от должности губернаторов, принимающих неправильные нормативные акты. И вообще отстранять губернаторов – например, по причине задолженности регионального бюджета, на треть превышающей его объем. Появились также федеральные округа и представители президента, поставленные надзирать за губернаторами. Затем глав регионов удалили из Совета Федерации, таким образом лишив всякой возможности блокировать решения федерального Центра, проводимые через Федеральное Собрание. Процесс отречения регионов от заключенных при Ельцине договоров о разграничении полномочий де-факто завершился задолго до того, как эти полномочия окончательно отобрали посредством реформы Козака. Сегодня у местных властей из всех полномочий сохранилась разве что обязанность реализовывать социальную политику государства. Поскольку в ближайшем обозримом будущем эта политика ничего хорошего не обещает, губернаторов весьма своевременно избавили от необходимости отвечать перед избирателем за последствия – ну, например, той же монетизации льгот.

Не менее серьезные изменения произошли в области партстроительства: постепенно основную массу общественных объединений отрезали от участия в политической жизни страны. Сейчас право принимать участие в выборах имеют только партии и независимые кандидаты. А совсем скоро независимых кандидатов не станет – путь в большую политику будет лежать исключительно через партийные списки. Вчера президент вполне доступно объяснил, что одиночки в эти игры больше не играют. И рассказал, что его до сих пор не устраивает в сложившейся системе управления страной.

Первое – выборы по этническому принципу, который до сих пор является доминирующим во многих национальных республиках. "Если мы будем стремиться к чистоте, к этнической чистоте субъектов Российской Федерации, мы слишком далеко зайдем: мы погрузим страну в череду нескончаемых конфликтов, и результата положительного все равно не будет", – сказал Путин. В доказательство президент привел последние события в Карачаево-Черкесии и ни слова не сказал про Чечню.

Вторая проблема – влияние финансовых кланов на региональный уровень управления. С давлением олигархов на федеральную власть в общем и целом покончено, а вот экономическая борьба на местах и попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности президента всерьез беспокоят.

И, наконец, третье: исполнительная власть в России не составляет единого целого. "Система выборности, прямого избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Это вызвало к жизни другой процесс. Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль – это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять. Мы будем строить параллельную систему исполнительных органов федеральной власти на местах. Реально это началось уже с начала 90-х годов и продолжается до сих пор. Это на практике приводит к обесточиванию властных полномочий губернаторов и президентов республик в составе России и выстраиванию другой, параллельной системы федеральных органов власти на местах, которые эффективно не функционируют", – сказал президент.

Одним словом, пришло наконец время свести две неэффективных параллели в одну вертикаль. Судя по всему, несмотря на давние задумки, отдельные элементы выстраиваемой вертикали власти кроятся и перекраиваются прямо на ходу. Вчера президент презентовал два принципиально новых предложения: губернаторов можно вернуть в Совет Федерации, а распространять систему назначения на мэров городов признано нецелесообразным.

Логика первого предложения прозрачна: неподконтрольные губернаторы в Совете Федерации были тяжелым бременем для федерального центра, назначенцы вполне приемлемы. "Конечно, Совет Федерации – это, прежде всего палата регионов, – пояснил президент. – И я уже говорил о том, что с того момента, как начала стихийно и потом в результате закрепления в федеральном законе складываться система прямых выборов руководителей регионов, федеральный уровень власти их подальше задвигал и обесточивал их властные полномочия. И должен сказать, показалось, что это не очень эффективно, неэффективно потому, что все-таки руководитель региона должен быть полноценным руководителем, он должен обладать определенными полномочиями для того, чтобы функционировать эффективно, работать эффективно, решать проблемы, перед которыми регион стоит, и принимать решения, которых от него ждут люди".

Правда, пока толком не ясно, вернут ли губернаторам сенаторские полномочия полностью или разрешат работать сенаторами только по вызову. Президент вот обмолвился, что "текущую работу все-таки нужно проводить на постоянной и профессиональной основе". Следует понимать, что нынешних представителей регионов никуда не уволят?

Спикер Совфеда Сергей Миронов уже успел объяснить журналистам, что без постоянного присутствия глав регионов здесь вполне могут обойтись: достаточно, если губернаторы будут нажимать на кнопки при обсуждении ключевых государственных вопросов. Таких, например, как принятие бюджета, вопросы территориального деления субъектов, войны и мира, наконец. "Пусть они проголосуют за бюджет, поскольку им его и реализовывать", – разрешил Миронов. Глава комитета по конституционному законодательству Совфеда Юрий Шарандин считает, что в свете новой инициативы все-таки необходимо будет определиться с вопросом: губернатор – это сенатор, или же он сенатор по вызову? А кое-кто из сенаторов уже намекает на то, что для участия глав регионов и спикеров местных парламентов в процессе управления государством вполне достаточно консультативных органов при президенте. В конце концов, для чего создавали Госсовет и Совет Законодателей?

Зато губернаторы готовы приветствовать новую инициативу от всей души: как своевременное и исходящее из сути работы руководителей территорий расценивает предложение президента губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков: "Губернатор отвечает за обеспечение жизнедеятельности региона, представительный орган – Законодательное собрание – ответственно за принятие законов на территориях, и никто другой, кроме главы исполнительной и законодательной власти, не обладает такой объемной информацией о регионе. Следовательно, эти люди и должны нести ответственность в Совете Федерации за принятые решения, в том числе связанные с развитием территорий", – считает Сердюков. И развивает идею: еще, по его мнению, губернаторы могли бы участвовать также в назначении глав высших судов и руководителя счетной палаты. Таким образом, губернаторы уже сейчас готовы подвинуть своих законных представителей в сенате как можно дальше, а в перспективе подобное сочетание профессиональных сенаторов и время от времени допускаемых к кнопке губернаторов может стать источником перманентного внутреннего конфликта.

Еще более туманна судьба мэров. О том, что их планируется встроить в вертикаль по той же схеме, что и губернаторов, в Кремле давали понять не раз. Однако эта идея очень сложно стыкуется с конституционным принципом независимости местного самоуправления от исполнительной власти. Поэтому реализация этого проекта временно отложена. Как пояснил вчера президент, целиком и полностью лишать муниципалитеты властных полномочий было бы неправильно. "Но, разумеется, эта власть должна быть сбалансирована, – предупредил он. – И там, где эффективно социальные вопросы могут решаться с регионального уровня, там нужно найти такие инструменты, которые позволяли бы это делать". На поиск соответствующих инструментов время еще есть: реформа местного самоуправления начнется только в 2006 году.

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей