Коралловые рифы лечат электричеством

Читать в полной версии →
Коралловые рифы стремительно исчезают. Но, оказывается, есть единственный успешный проект, способный если не восстановить их полностью, то хотя бы надолго замедлить их гибель. На все нужны деньги и добрая воля




Пожалуй, экономику и жизнедеятельность человечества в целом можно считать варварской, если для них пока насущной необходимостью является добыча ресурсов путем их последовательного уничтожения. Леса Амазонки, та же нефть, подуктами сгорания которой мы еще и травимся заодно сами, дикие животные… Да мало ли тех веществ и живых организмов, которых в интересах людей приходится уничтожать под регулярные напоминания о Дне 0, когда уничтожать будет нечего.

Коралловые рифы занимают всего ничего – 0,2% территории Мирового океана. Но эти ничтожные по площади две десятых процента служат домом и кормушкой для примерно трети запасов рыбы, так охотно потребляемой человеком в пищу. Там же обитают еще тысячи других видов морских животных. Уничтожение этой уникальной морской кладовки идет стремительными темпами. А ведь доподлинно известно, что многие виды могут существовать только в пределах рифов.

Впрочем, этим рифам повезло не в пример другим. Их, оказывается, можно восстановить. Об этом подробно рассказал Нараяна, менеджер проекта восстановления коралловых рифов "Каранг лестари" ("Вечный коралл"), штаб которого расположен в небольшой рыбацкой деревушке Пемутеран (северо-западная оконечность острова Бали). "Вечный коралл" – пока крупнейший и единственный успешный проект восстановления данной формы жизни. На берегу расположены аккумуляторы, от них в воду по дну уходят провода. А под водой находятся металлоконструкции. Они протянулись на сотни метров в виде различных куполов, мексиканских шляп, всевозможных тоннелей и прочих витиеватых форм.

Интересен и сам Нараяна. Бывший американский хиппи, который покинул Соединенные Штаты еще во времена вьетнамской войны, Нараяна много лет жил в разных странах Востока, отсюда и его имя. Потом добрался до Индонезии и теперь почти не вспоминает, что в далекой от него во всех смыслах Небраске когда-то родители назвали его Рэндалл Додж.

Статистика такая, что и SOS уже как горчичник покойнику. Чуть больше 40% кораллов были здоровыми еще два года назад. Сейчас такими признано уже меньше трети. Нетрудно посчитать, когда кораллы кончатся совсем. И треть рыбных запасов с ними. И многие гады морские. Но ведь и сами кораллы – незаменимый материал, который стал расходным, потому что не успевает возобновляться.

По словам Нараяны, когда был запущен "Вечный коралл", в этих водах у деревни Пемутеран не было ни рыбы, ни кораллов: "Рыбу здесь глушили взрывами, травили соединениями калия и циана. Убивая и кораллы".

Беда в том, что естественным путем даже в самой благоприятной среде кораллы растут только по полсантиметра в год, рост отравления морской воды и прочие человеческие "проделки" не дают им заполнить то пространство, где против них были проведены успешные боевые действия.

Впрочем, было такое подозрение, что современные технологии могут позволить возрождать в промышленных масштабах то, что в них же было уничтожено. По крайней мере, заметно их уменьшить. Но восстановление финансировать не так пока прибыльно. Да и хлопотно. Проекту "Вечный коралл" и тут повезло. Его решение оказалось там, где и находится большинство современных решений, на стыке двух наук. Его авторы – американский океанолог Том Горо и немецкий архитектор Вольф Хильберц. Слабый электрический ток, который подается на специальные подводные решетчатые металлические конструкции, формы которых вычисляются архитекторами, заметно ускоряет рост известняковых соединений на поверхности решеток, являющихся питательной средой для кораллов, образующих рифы.

Обломки кораллов доставляются добровольцами, затем укрепляются на решетках и быстро прививаются. Рост необходимой массы идет в пять-десять раз быстрее.

Проект изучен много раз, у него предостаточно различных премий экологических организаций, но существует он исключительно на частные пожертвования. "Вечный коралл" финансируют владельцы расположенных поблизости туристических объектов. Однако самым трудным было доказать жителям бедной деревни, что рост кораллов вызывает и рост численности рыбы, затем их убеждали, что одна рыбка, которую увидят в море многочисленные туристы, стоит куда как больше той, что выловили и один раз продали на местном рынке. Теперь все, кто живет в Пемутеране, охраняют свою морскую территорию от "браконьеров" из других деревень.

Проект готов начать работу в любом месте, на любом острове государства. Но, помня несговорчивых поначалу жителей своей деревни, "сейчас нас зовут во множество мест. И владельцы центров подводного плавания, и местные власти в самых разных уголках Индонезии начинают понимать, какие перспективы открывает столь недорогая и успешно апробированная технология. Но мы придем туда лишь тогда, когда убедимся, что местное население готово к этому", - предупредил учредитель и председатель "Фонда Каранг лестари", владелец расположенного на берегу курорта "Таман Сари" Агунг Прана.

Интересно, что из кораллов добывают несколько уникальных антибиотиков, которые пока невозможно синтезировать. Кроме того, есть надежда, что из них может быть добыто средство, помогающее в борьбе с раком.

Только-только, в минувшее воскресенье завершила в Москве работу выставка-ярмарка "Ювелиры России-2005" в здании правительства Москвы на Новом Арбате. Среди прочих, там были представлены украшения с использованием коралла. Понятно, не очень серьезная потеря для России, но все в мире взаимосвязано...

Семен ГОРЕЛИК |
Выбор читателей