Хоровая терапия творит чудеса

Читать в полной версии →
В "Хористах" нет стрельбы, обнаженки, скользкого юмора, сквернословия и прочих радостей популярных зрелищ. Это хорошее, добротное кино, рождающее простые человеческие эмоции: смех, слезы и любовь

Хористы (Choristes, Les), Франция, 2004 Режиссер: Кристоф Барратье В ролях: Жерар Жуньо, Франсуа Берлеан, Кад Мерад, Жан-Поль Боннэр и другие


ФОТО: Film.ru



В российский прокат выходит прошлогодний номинант премии Оскар за лучший иностранный фильм, вошедший в финальный список и боровшийся за приз. И хотя фильм Кристофа Барратье "Хористы" проиграл явному фавориту - "Морю внутри" Алехандро Аменабара (тоже сверх сентиментальному), сам факт номинации от такой кинодержавы, как Франция, автоматически относит ленту к категории "национальные хиты", в которой он и был представлен на последнем Московском кинофестивале. К тому же это самый кассовый французский фильм минувшего сезона, с места в карьер получивший премию "Люмьер", восемь номинаций на "Сезар" и названный в числе лучших европейских лент 2004 года.

Хочется сказать - все это правильно, все это верно: но до чего же такое кино напоминает "Республику Шкид" и "Подранков", только без финальной гибели героев и прочих ужасов, аж страшно. Страшно подумать, что Кристоф Барратье долгими вечерами изучал отечественные образцы ретроспективного "романа воспитания", содержащего все необходимые элементы: педагогическую любовь взрослых к детям, их взаимную жестокость и вынужденное насилие, детский протест и очищающее влияние классики – и сочинил свою версию. Нет, относительно молодому режиссеру (42 года, второй фильм в карьере) не было нужды это делать. В мировом кино, особенно европейском, данной теме уделено еще большее внимание, чем у нас, и все она не исчерпана.

Лучшими образцами в западном кинематографе можно считать картины "До свиданья, дети" Луи Маля, "Новый кинотеатр Парадизо" Джузеппе Торнаторе и "Амаркорд" Феллини. Про литературные истоки и говорить нечего: от Альфонса Доде и Диккенса до Льва Толстого почти все уважающие себя классики отдавали дань животрепещущей идее: дескать, все мы - родом из детства.

У подобного жанра множество общих компонентов, которые присутствуют непременным образом, как в салате, в любом таком фильме: беззаботные дни дурашливой юности, светлые и чистые воспоминания, пасторальное проживание на природе, добрые, хоть и не без изъянов, друзья и строгие, а порой и жестокие учителя.

В нашем случае речь идет о приехавшем после войны в интернат для трудновоспитуемых подростков безработном музыканте-любителе Клемане Матье (Жерар Буньо), который нанялся воспитателем, создал в приюте для шпаны прекрасный детский хор и тем самым повернул сердца малолеток от всяческого злостного хулиганства к вечному и прекрасному Искусству. Иного облагораживающего влияния на пацанят в интернате не было, в те годы почти везде в школах царило раздельное обучение, поэтому девочек в фильме нет, а из женских ролей только одна: тюфяк-учитель по ходу дела влюбляется в симпатичную маму одного из воспитанников. Правда эта линия заканчивается в характерном для Европы ключе - полным фиаско кавалера, но это не важно, главное- хор. А он получился выдающийся.

В благородном деле создания музыкальной школы учителю мешали злые силы в образе директора приюта, а помогали отчасти душевные качества некоторых воспитанников, отчасти единомышленники из числа ценителей классического пения. Над всем, естественно, царила Любовь.

Конечно, если подобный сценарий снять в лоб, получатся "сопли в сахаре". Но режиссеру "Хористов" присущ мягкий и ироничный взгляд на мир, без смакования ужасов обездоленности. Впрочем, и не без этого, но автор не упивается и не судит вынужденных быть жестокими взрослых, а дает альтернативу: дети - не цветы жизни и не демоны, просто они платят взрослым той же монетой.

Конечно, тут не обходится без нравоучительной ноты, и хотя это стиль cinema verite, столь милый сердцу французских авторов, надо сказать, фильм получился нежным и грустным, щемящим, но вместе с тем вполне трезвым, похожим на правду. Понятно, что такой жанр всегда популярен и востребован, это типичное кино для семейного просмотра, но именно французы способны к созданию лент или книг с какими-то особыми ностальгическими нотами, власть которых захватывает сердца. Не потому ли почти все французские кинохиты последнего времени сняты в ностальгическом ключе, как, например "Долгая помолвка" Жене или та же "Амели"…

Так что пока еще можно констатировать: старушка Европа не полностью легла под Голливуд, и не ушла в дебри "авторского кино" с головой. "Хористы" с успехом cмогут занять нишу так называемого "кино для всех", в которой за последние годы мы привыкли видеть лишь американские образцы. Тут нет стрельбы, обнаженки, скользкого юмора, сквернословия и прочих радостей популярных зрелищ. А вместе с тем это хорошее, добротное кино, рождающее простые человеческие эмоции, к сожалению девальвировавшиеся в последние десятилетия – и смех и слезы и любовь.

Премьера 25 августа в большинстве московских кинотеатров

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей