Автолюбителей "пересадят" с бензина на спирт

Читать в полной версии →
В России планируется строительство завода по производству этаноловых добавок к автомобильному топливу. Однако крупные нефтяные компании пока не решаются вкладывать деньги в это предприятие




Резкий рост цен на нефть, который в последние годы стал тенденцией и вызывает неуклонное подорожание бензина, вынуждает производителей разрабатывать альтернативные виды горючего. Дефицит черного золота, который к 2030 г., как ожидается, возрастет более чем вдвое, заставил всерьез задуматься об использовании биологических спиртовых добавок. Сегодня некоторые страны, давно производящие топливо из органических материалов (например, Бразилия, где 30% горючего делается из сахарного тростника), становятся примером для всего мира.

Интерес к альтернативным видам топлива растет и в России, где вчера был анонсирован проект строительства первого в стране завода по производству биоэтанола, способствующего повышению октанового числа и снижения расхода бензина. Проанализировав рост цен на нефть и превышение предложения над спросом в сельском хозяйстве, разработчики проекта решили перерабатывать часть фуражного зерна в биоэтанол. Для этого планируется построить предприятие, которое сможет производить 56 тыс. т этой добавки в год, перерабатывая 200 тыс. т зерна.

Однако пока проект существует только на бумаге, и о реальном осуществлении думать не приходится. Предполагаемая стоимость строительства завода и запуска производства составляет $80 млн, из которых авторы концепции самостоятельно способны вложить лишь 15%. Поиск же инвесторов среди крупных нефтяных компаний пока не привел к каким-либо результатам, поскольку бизнес с недоверием относятся к незнакомому продукту.

Объясняется это тем, что нефтяникам невыгодно будет покупать продукцию создаваемого завода, потому что биоэтанол, как и любой этиловый спирт, - товар подакцизный, а это увеличивает его стоимость. Отпугивают инвесторов и некоторые моменты в производстве топливной добавки, которые повышают себестоимость биоэтанола. Поэтому для нефтяных компаний предпочтительными методами повышения октанового числа бензина остаются алкилирование и риформинг.

По мнению разработчиков концепции, реализовать проект без поддержки государства невозможно. Соответствующее письмо уже отправлено в Минэкономразвития, но конкретного ответа пока нет. Скорее всего, и государству, и бизнесу придется обратиться к опыту Запада, где спиртовыми добавками давно и активно пользуются. В частности, Европа к 2008 г. планирует довести содержание спирта в бензине до 10%, а США - до 20%. Кроме того, за рубежом новые технологии позволяют извлекать необходимые материалы не только из зерна, но и из древесины, соломы и даже бумаги.

Валерий БОЛОТИН |
Выбор читателей