|
Как полагают некоторые эксперты, целью этих реформ является легитимация практики вооруженного контроля за энергопотоками. С формальной точки зрения, речь может идти об изменении статьи 5 основного Договора, согласно которой вооруженное нападение на одного из членов блока рассматривается как нападение на НАТО в целом – со всеми вытекающими отсюда последствиями. В новой версии к нападению планируется приравнять введение эмбарго на поставку энергоносителей любому из членов Альянса.
Такая постановка вопроса означает, что НАТО планирует присвоить себе право на вооруженное вмешательство в дела любой страны, отказавшейся продавать энергоресурсы членам Альянса. И хотя сегодня нет никакой уверенности в том, что изменения в устав будут внесены уже в апреле, вероятность принятия такого решения возрастает – если не сейчас, так примут через год или два. Еще в ноябре 2006 г. на саммите НАТО в Риге был поставлен вопрос об использовании структур Альянса для "предотвращения потенциальных угроз поставкам энергоносителей" и формировании в рамках НАТО корпуса Сил быстрого реагирования.
Но, судя по всему, руководство НАТО не видит Альянс в роли "энергетического жандарма". Об этом свидетельствуют заявления Яапа де Хооп Схеффера, который постоянно говорит о роли НАТО "в дискуссии об энергетической безопасности", а не о готовности с оружием в руках защищать месторождения и трубопроводы. Аналогичным образом комментируют ситуацию и анонимные источники в руководстве НАТО, заявляющие, что "безопасность объектов и маршрутов транспортировки относится к юрисдикции отдельных государств" и Альянс "должен давать советы и предоставлять помощь, а не предоставлять солдат".
Причины понятны: сегодня блок с трудом выполняет свои обязательства в Афганистане и других горячих точках. С другой стороны, еще в конце 2006 г. в НАТО было создано отделение энергетической безопасности и подразделение аналитической разведки, главной задачей которых является выявление и устранение террористических угроз и защита энергетических проектов, реализуемых в разных регионах мира. То есть речь идет и об аналитике, и об охранной деятельности, и о силовом давлении с целью "принуждения к сотрудничеству".
В значительной степени вся эта активность адресована России, которая, отказавшись ратифицировать Энергетическую хартию, оставила за собой контроль над допуском иностранных кампаний к разработке своих месторождений. Это вызывает раздражение США и их союзников, которые хотели бы сами определять правила игры. Прямой результат этих неудовлетворенных желаний – антироссийская кампания в западных СМИ, жесткое давление на Москву на международной арене, "война нервов" вокруг принятия в НАТО Грузии и Украины, возведение "санитарного кордона" и многое другое.
В этой связи определенный интерес представляет анализ международных угроз, подготовленный ЦРУ еще весной 2006 года. Среди прочего там говорится о том, что Россия становится "региональной энергетической сверхдержавой" и "проводит политику, не соответствующую целям западных институтов", и это усиление России "угрожает интересам США и Запада в целом".
Напомним, что в 2005 г. Путин выдвинул концепцию России как "энергетической сверхдержавы", способной обеспечить энергетическую безопасность Европы и Запада в целом. Следом появилась информация о том, что Москва планирует превратить петербургское заседание G8 в "энергетический саммит", на котором среди прочего состоится презентация совместного с Германией и Италией проекта Международного энергетического холдинга (МЭХ), создаваемого на базе немецкой компании E.ON, итальянских ENI и Enel, российских "Газпром" и РАО "ЕЭС"... Россия, обещавшая обеспечить энергетическую безопасность своим партнерам, брала Европу "в клещи" Северного и Южного потоков, а в Вашингтоне готовили аналитический отчет "НАТО и энергетическая безопасность".
Авторы этого документа, отметив зависимость западных стран от поставок российских энергоносителей, предложили стратегию подрыва монопольного положения России. Ее главными пунктами являлись "получение доступа к нефтяным и газовым месторождениям России" и запуск альтернативных проектов с участием Казахстана и Туркмении и развития трубопроводной инфраструктуры в обход России. НАТО предстояло "стать глобальной организацией, обеспечивающей безопасность и концентрирующей свои усилия на защите интересов США и их европейских союзников, а также их партнеров, не являющихся членами Альянса".
Для полноты картины стоит упомянуть доклад, представленный на прошлой неделе участникам саммита ЕС в Брюсселе. Авторы этого документа – комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана и еврокомиссар по внешним связям Бенито Ферреро-Вальднер – предупреждают, что в связи с глобальным потеплением Европу ждут многочисленные проблемы, в том числе обострение борьбы за доступ к энергоресурсам.
Европа, действительно, "сидит на игле" российских углеводородов, инвестируя тем самым российскую экономику и способствуя наращиванию влияния России в мире. А это, как постоянно подчеркивают в Вашингтоне, "угрожает интересам США", которые готовы перепоручить роль "мирового жандарма" НАТО, предварительно обосновав правомерность применения силы в целях обеспечения энергетической безопасности членов Альянса.