ФОТО: Museum.ru |
Проект посвящен одному из самых табуированных периодов советского искусства - 30-м гг. прошлого столетия, когда сталинский террор только набирал обороты, а печальное будущее Страны Советов было далеко не очевидным. Авангардное искусство, еще не придавленное окончательно, как-то само собой стало сворачиваться, массовые народные праздники, красочно оформляемые профессиональными художниками, заглохли, а камерное "тихое искусство" еще не вошло в моду. Вместе с тем в советских гражданах еще не угас революционный пыл, особенно ощущавшийся в провинции - в отличие от прикормленных властью "маститых живописцев", юные дарования из глубинки писали свои полотна от души, искренне рассчитывая улучшить мир или, по крайней мере, принять достойное участие в "культурной революции".
С точки зрения профессионализма многие из них выглядят неважно. Среди произведений, обнаруженных куратором выставки в провинциальных музеях и фондах РОСИЗО, есть исключительно примитивные композиции, некогда отвергнутые худсоветами и уцелевшие чудом. В то же время, наряду с "крестьянскими поэтами" в России существовал целый пласт "концептуальных примитивистов" - художников, профессионально владевших кистью, но считавших необходимым оставаться в рамках наивно-парсунного стиля. И те и другие оставили потомкам целую серию лубочных полотен. Такие серьезные темы, как партсобрание, борьба за знамя или гибель красного командира совершенно не сковывают их авторов, сумевших создать трогательные и выразительные образы.
На фоне этих странных, харизматичных картин, созданных никому не известными художниками, редкие полотна признанных мастеров, также включенные в экспозицию, выглядят формальными и скованными. С другой стороны, произведения известных авангардистов 1920-х гг. четко выявляют границы этого странного и краткосрочного явления в советском искусстве конца 1920 - начала 1930-х гг., застрявшего между авангардом и соцреализмом, и получившего емкое название "советский модернизм".
Выставка работает до 4 июля