Между авангардом и соцреализмом

В залах Нового Манежа развернута замечательная выставка, посвященная одному из самых табуированных периодов советского искусства - тридцатым годам прошлого столетия


ФОТО: Museum.ru



Судьба произведений искусства, тесно связанных с политикой государства, как правило непредсказуема. Точно так же, как и судьба "политических" выставок. Категория актуальности, или, как говорили раньше, злободневности оказывается чуть ли не главным критерием отбора экспонатов и успеха всего мероприятия. По этой причине многие работы откровенно слабых художников в советское время нередко попадали в фонды провинциальных музеев и даже в признанные сокровищницы страны: выбросить на помойку слабые портреты вождей не решился бы никто. В другой период нашей истории эти же работы, несомненно, вызвали бы интерес как типичный образчик ненавистного тоталитарного искусства. Однако блестящему выставочному проекту "Советское искусство между Троцким и Сталиным", подготовленному известным московским куратором Екатериной Деготь, катастрофически не повезло: он состоялся в эпоху полного равнодушия россиян к собственной истории. Соотечественники, в последние две недели намертво прикованные к репортажам с Евро-2008, едва ли могли найти в себе силы добрести до залов Нового Манежа, в которых, увы, весьма ненадолго развернулась эта замечательная экспозиция. Выставка, которая всего несколько лет тому назад могла бы получить огромный резонанс, сегодня привлекла лишь внимание специалистов да пенсионеров, одиноко бродящих по пустым залам, вспоминая "минувшие дни".

Проект посвящен одному из самых табуированных периодов советского искусства - 30-м гг. прошлого столетия, когда сталинский террор только набирал обороты, а печальное будущее Страны Советов было далеко не очевидным. Авангардное искусство, еще не придавленное окончательно, как-то само собой стало сворачиваться, массовые народные праздники, красочно оформляемые профессиональными художниками, заглохли, а камерное "тихое искусство" еще не вошло в моду. Вместе с тем в советских гражданах еще не угас революционный пыл, особенно ощущавшийся в провинции - в отличие от прикормленных властью "маститых живописцев", юные дарования из глубинки писали свои полотна от души, искренне рассчитывая улучшить мир или, по крайней мере, принять достойное участие в "культурной революции".

С точки зрения профессионализма многие из них выглядят неважно. Среди произведений, обнаруженных куратором выставки в провинциальных музеях и фондах РОСИЗО, есть исключительно примитивные композиции, некогда отвергнутые худсоветами и уцелевшие чудом. В то же время, наряду с "крестьянскими поэтами" в России существовал целый пласт "концептуальных примитивистов" - художников, профессионально владевших кистью, но считавших необходимым оставаться в рамках наивно-парсунного стиля. И те и другие оставили потомкам целую серию лубочных полотен. Такие серьезные темы, как партсобрание, борьба за знамя или гибель красного командира совершенно не сковывают их авторов, сумевших создать трогательные и выразительные образы.

На фоне этих странных, харизматичных картин, созданных никому не известными художниками, редкие полотна признанных мастеров, также включенные в экспозицию, выглядят формальными и скованными. С другой стороны, произведения известных авангардистов 1920-х гг. четко выявляют границы этого странного и краткосрочного явления в советском искусстве конца 1920 - начала 1930-х гг., застрявшего между авангардом и соцреализмом, и получившего емкое название "советский модернизм".

Выставка работает до 4 июля

Выбор читателей