Никсон как живой

Читать в полной версии →
Глядя на экран, в какой-то момент начинаешь верить, что перед тобой живые участники событий, настолько скрупулезно воссоздана атмосфера конца 1970-х и сходство главных героев с прототипами

Фрост против Никсона (Frost/Nixon) США, 2008 Режиссер: Рон Хауард В ролях: Фрэнк Ланджелла, Майкл Шин, Кевин Бэйкон, Ребекка Холл





Звездный час режиссера Рона Ховарда случился два года назад, когда на экраны вышел его "Код Да Винчи", хотя до этого он снял, среди прочего, такие известные фильмы, как "Игры разума", "Аполло 13" и "Гринч, похититель Рождества". Из послужного списка Ховарда видно, что почти любой проект, за который он берется приносит либо славу, либо деньги.

На сей раз перед нами среднебюджетная ($35 млн) экранизация пьесы британского драматурга Питера Моргана. Ее бродвейская постановка принесла исполнителю роли Ричарда Никсона Фрэнку Ланджелла театральный аналог "Оскара" – "Тони" в прошлом году, почему Рон Ховард и пригласил его в свою картину.

"Фрост против Никсона" повествует об обширном интервью бывшего американского президента британскому тележурналисту Дэвиду Фросту в марте 1977 г., спустя год после ухода Никсона в отставку под угрозой импичмента. В течение двух часов зрители следят за развитием взаимоотношений между симпатичным журналистом (Майкл Шин) и впавшим в отчаяние, а временами, похоже, и в старческий маразм, некогда самым влиятельным человеком в западном мире.

Наблюдать закулисную сторону $0,5 млн и заканчивая бесконечными разборками с личной охраной и секретарем Никсона Джеком Бреннаном (Кевин Бэйкон), по идее, должно быть интереснее, чем следить за тем, как современные артисты копируют интервью 30-летней давности. Между тем главное достижение, сделавшее Дэвида Фроста автором одного из самых известных журналистских скандалов в истории, – это содержание самого интервью с Никсоном. Поскольку речь идет о знаковом для американцев политическом событии, очередь из режиссеров, которые предлагали свои услуги Голливуду, включает имена Мартина Скорцезе, Майка Николса, Джорджа Клуни и Сэма Мендеса, однако сегодня стоит согласиться, что Рону Ховарду удалось перенести на пленку эту историю с максимальной степенью достоверности.

Глядя на экран, в какой-то момент начинаешь верить, что перед тобой живые участники событий, настолько скрупулезно воссоздана атмосфера конца 1970-х и, что особенно впечатляет, сходство главных героев с прототипами. Фрэнку Лангелла удается передавать мельчайшие детали характера своего персонажа, лишь слегка психологически углубляя их в соответствии с художественными установками режиссера. По Моргану, президент Никсон сильно и глубоко переживает случившуюся трагедию, оставаясь циничным, холодным и расчетливым политиканом. То, что Фросту удается, вопреки договоренностям с федералами, разговорить Никсона на тему Уотергейта перед камерой, – следствие симпатии бывшего политика к иностранному журналисту, а знаменитая фраза "Если президент делает что-то, это не может быть незаконно", сделавшая приставку "гейт" синонимом коррумпированности властей, – лишь минутное проявление слабости одного из самых жестких функционеров в истории США.

Сюжет вращается вокруг (далеко не самого достоверного) тезиса, будто Никсон после ухода с поста "все осознал". Британец Морган прямо намекает на выпадения памяти у этого обаятельного пожилого человека, тем самым как бы оправдывая его политическую неблагонадежность.

Попутно нам рассказана история звездного телеведущего, внезапно нарушающего строжайшие договоренности с сильными мира сего в угоду минутному озарению. Поскольку изначально интервью называлось "Никсон как человек" (на что тот отвечал шуткой: "В противоположность чему: Никсону – лошади?"), с представителями шоу-бизнеса строго оговорили условия: под страхом кары небесной лишь 25% времени можно посвятить политике и причинам отставки. Остальное – разговору "за жизнь", иначе господин президент встает и уходит.

После первого же дня все пошло вкривь и вкось (интервью пишется в несколько приемов на протяжении недели), продюсеры и коллеги Фроста недовольны вялым течением беседы. Разозленный журналист предпринимает собственное расследование проделок "всей президентской рати" во время предвыборного скандала и в последний день буквально кладет оппонента на лопатки, не давая шансов уйти от ответа на главный вопрос - "Мистер президент, так что же случилось с известной пленкой?". По ходу фильма участие Ричарда Никсона и его команды в подслушивании и записи на пленку переговоров конкурентов подробно объясняется. И мистер президент внезапно "колется" перед камерой... Драматизм ситуации подкрепляется истинной историей знаменитой телезаписи, известной не одному поколению американцев. (Нашумевшее интервью есть на YouTube, и любой зритель легко может сравнить полученный кинорезультат с оригиналом.)

К достижениям картины можно отнести напряженный ритм, чувство юмора и лишенные сантиментов диалоги, из которых, собственно, и состоит это кино, практически лишенное действия. Единственная женская роль - подружки телеведущего Каролины (Ребекка Холл), нужна лишь для того, чтобы позволить Никсону отпустить пару фривольных шуток на ее счет. Но главным достоинством фильма, безусловно, остается игра Фрэнка Ланджелла, вместе с режиссером и сценаристом претендующего в этом году на "Оскар". А если академики окажутся благосклонны, "Фрост/Никсон", получивший пять номинаций, к тому же может стать и лучшим фильмом года.

В прокате с 5 февраля

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей