|
Психологу Хане Чапман и ее коллегам удалось установить, что реакция лицевых мускулов одного и того же испытуемого на горькие жидкости, неприятные запахи, омерзительные изображения и оскорбляющие человеческое достоинство финансовые предложения совершенно одинакова. Авторы исследования утверждают, что среди всех мимических движений, что они изучили, нашелся всего один по-настоящему универсальный признак - это реакция на горький вкус. Почувствовав на своем языке нечто, весьма далекое по вкусу от ванильного мороженого, человек непроизвольно поднимает верхнюю губу и морщит нос.
Точкой отсчета психологи назначили электрический потенциал, возникающий при сокращении мышцы губы - именно он был использован для измерения интенсивности неприятных ощущений. После этого ученые удостоверились, что тот же сигнал возникает и при демонстрации другим добровольцам всякий отвратительных изображений - открытых ран, загаженных по края унитазов, мерзких насекомых и прочего. На выходе они получили сокращение той же мышцы и те же значения электромиографии (измерение электрического потенциала на мышцах).
На грустные же, но не отвратительные изображения - например, фото бездомных, дорожных происшествий или безнадежно больных и потерянных людей - реакция также была отрицательной, что зафиксировали приборы, хотя верхняя губа участников эксперимента при этом и не двигалась. Так что психологи сочли доказанной общность отвращения от горького вкуса и от нечистот.
Затем ученые перешли к третьей части испытания. В качестве итогового теста психологи выбрали несправедливость, замаскировав ее под стандартной психологической игрой "Ультиматум". Результат не оказался сюрпризом: реакции наблюдались все те же, и уровень отвращения находился в прямой зависимости от несправедливости предложения.
С конкретными выводами ученые не торопятся: возможно, несправедливость и аромат скунса обрабатываются по отдельности и просто запускают одну и ту же реакцию. С другой стороны, не исключено, что организм приспособил для обработки моральных стимулов ту же систему оценки, что и для стимулов гигиенических.
"Моральные качества часто считаются вершиной эволюции, которой достиг человек. Тем не менее, отвращение - это очень древняя и примитивная эмоция, сыгравшая ключевую эволюционную роль в развитии инстинктов самосохранения и выживания у человека. Наше исследование показывает, что отвращение играет не меньшую роль в моральном облике людей, чем сложные умозаключения", - резюмирует Хана Чапман.