|
Уменьшение монополизированности рынка позволит снизить цены на топливо, рассчитывают в ФАС. По данным службы, сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля крупных компаний на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50% - 60%. "Роснефть" доминирует в 15 регионах, "ЛУКОЙЛ" - в 11 регионах, третье место у "Сургутнефтегаза" (четыре региона), четвертое делят ТНК - ВР и "Газпром нефть" (по три).
"Мы хотим показать всем участникам, что заинтересованы в присутствии на каждом рынке не менее трех крупных игроков плюс независимые АЗС", - отмечает Голомолзин. В ведомстве намерены добиться этого двумя способами: отказывать компании в предоставлении земельных участков и законодательно ограничить возможность приобретения новых АЗС.
Заставлять нефтяников продавать уже имеющиеся станции чиновники не намерены. Они предлагают обменивать заправки на аналогичные у конкурентов в регионах, где их доля на данный момент менее 35%. Частично ограничения уже существуют, так как сейчас компании должны согласовывать покупку АЗС с антимонопольщиками.
ФАС регулярно критикует отечественных нефтяников и пытается обуздать рост цен на топливо. Недавно ведомство выступило с заявлением, что в России оптовые цены на нефтепродукты выше, чем цены на мировых рынках. Соответствующее положение дел выявил анализ и расчеты по отпускным ценам НПЗ на авиакеросин, бензины автомобильные и дизельное топливо. Для сравнения с российскими ценами были взяты текущие котировки Platts на базисах Северо-Западной Европы, Средиземноморья и Сингапура.