Безработица наступает

Читать в полной версии →
По данным Росстата, на рынке труда уже проявились негативные тенденции: в ключевых отраслях нашей экономики за последние полгода число уволенных работников превышало количество нанятых


ФОТО: Getty Images



На развитом Западе становится все труднее найти работу. Молодое поколение европейцев постепенно свыкается с вынужденным бездельем и даже подводит под него идеологический фундамент. Россия на этом фоне выглядит, действительно, островом стабильности. Но не окажется ли наш остров тающим айсбергом?

Безработица в ЕС составляет порядка 10,5% экономически активного населения, а в странах еврозоны превышает 11% - это максимальный уровень, как минимум, с 1995 года. Таким образом, еврозона из наиболее передовой части ЕС превратилась в самую неблагополучную его часть. Конечно, показатели европейского трудового рынка портят, главным образом, страны Южной Европы: в Испании безработица перевалила за 25%, в Греции – приближается к этому рубежу, в Португалии составляет 15%. Несколько лучше дела обстоят в Италии: во втором квартале этого года безработица составила там 10,5%, что, однако, стало рекордом с конца прошлого века.

Лучше всего с работой в Австрии (лишь 4,5% безработных), Нидерландах (5,1%), ФРГ и Люксембурге (примерно по 5,4%). Но и там не без проблем. Например, в благополучной Германии все большее число молодых людей работают по временным трудовым соглашениям. Так, если в конце 1990-х лишь 10% экономически активной молодежи трудились на основании контрактов с ограниченным сроком действия, то в прошлом году – почти 20%. Таким образом, каждый пятый молодой сотрудник рискует потерять работу по истечении срока контракта.

Безработица среди молодежи, вообще, представляет собой отдельную и весьма болезненную проблему для всей Европы. Процент безработных в возрастной группе от 17 до 25 лет велик не только в "проблемных" странах ЕС, хотя там он, конечно, зашкаливает. Так, в Греции он составляет 54%, в Испании – 53%, в Ирландии, Италии и Португалии – более 30%. Но даже во Франции и Великобритании не работают, соответственно, 23,4% и 21,7% молодых людей, а в наиболее благополучных европейских странах – около 9%. В целом же, по ЕС безработица в этой возрастной категории достигла небывалых 22,5%, что составляет почти восемь миллионов человек.

Причем упрямая статистика и социальные опросы показывают, что "евромолодежь" зачастую может найти работу, но просто не хочет трудиться. Или мечтает продать себя подороже. Так, низкооплачиваемую работу она считает ниже своего достоинства, но и учиться, чтобы получить высокую квалификацию, не стремится. А уж начинать свое собственное дело – и подавно. В нынешнем поколении молодых европейцев возобладали иждивенческие настроения: их вполне устраивает пособие по безработице, и при этом они все чаще направляют свои силы в политику, поддерживая левых борцов за социальную справедливость. В Брюсселе уже бьют тревогу по этому поводу. Как заявил недавно еврокомиссар по вопросам занятности Ласло Андор, "органы ЕС, правительства, бизнес и наши партнеры на всех уровнях должны сделать все возможное, чтобы предотвратить появление "потерянного поколения", потому что это будет означать полную экономическую и социальную катастрофу Европы".

Однако ничего хорошего в этом плане эксперты не предвещают. Согласно докладу, обнародованному Международной организацией труда в начале сентября, в мире нет предпосылок для улучшения ситуации с безработицей среди молодежи. Усугубление кризиса в развитых странах только ухудшает перспективы трудоустройства у людей в возрасте от 15 до 24 лет. Более того, продолжающийся кризис в еврозоне вызывает замедление темпов экономического роста практически повсюду: от Восточной Азии до Латинской Америки. А значит, и там ожидается рост безработицы.

Не лучше обстоят дела и в США: там средний уровень безработицы за последние три кризисных и посткризисных года составил 9,2% - это стало наихудшим периодом за всю послевоенную историю. Сейчас в США 8,2% безработных, но при этом 15% населения получают доходы ниже прожиточного минимума.

Что касается России, то ситуация на рынке труда у нас гораздо лучше, чем в Европе и США. По данным за август, уровень безработицы в России снизился с 5,4% до 5,2% экономически активного населения и составляет чуть более 1 миллиона человек. Вроде бы, все в порядке. Правда, согласно Росстату, около 30% безработных у нас – люди в возрасте 17 – 25 лет. Это несколько лучше, чем в ЕС, но выше среднемирового показателя. Причины отчасти те же: инфантильность молодого поколения. Плюс – неравномерное распределение трудовых ресурсов: наибольший процент молодежи у нас в Северо-Кавказском федеральном округе, где, как раз хуже всего с работой.

Дальше будет хуже. Согласно прогнозу Минэкономразвития, безработица снижаться больше не будет, и по итогам этого года составит 5,9% экономически активного населения. А по данным исследования Росстата, на рынке труда уже проявились негативные тенденции: в ключевых отраслях нашей экономики в пяти из шести последних месяцев число уволенных работников превышало число нанятых (в сумме почти на 150 тысяч человек). В дальнейшем европейский кризис может больно ударить и по нам: как-никак, на Евросоюз приходится около половины российского внешнеторгового оборота. Минэкономразвития предупреждает, что к 2015 г. число работающих россиян может сократиться на миллион: с 69,5 до 68,6 миллиона человек.


Опрос: Почему некоторые люди постоянно твердят о том, что не могут найти работу?


Обсудить на Facebook

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей