Безруков поставил Галкина под ружье

Читать в полной версии →
Слова писателя Виктора Астафьева о войне блестяще удалось воплотить на сцене малого зала МГТ мэтру отечественного театра и кино, заслуженному артисту России Борису Галкину

В Московском губернском театре состоялась первая премьера этого года. Сергей Безруков поставил драму "Веселый солдат" по одноименной повести Виктора Астафьева.

Фото: Анна Коонен

Это произведение "о другой войне", как называл его сам автор. Здесь нет блестящих офицеров, великих подвигов и докладов о взятых высотах. Это война, показанная глазами простого деревенского парня. Война во всем своем уродстве - с червивыми ранениями, с немытыми телами, с бесстыдными медсестрами и беспощадными замполитами.

"Мы просто завалили их (немцев) своими трупами и утопили в нашей собственной крови", - писал Астафьев. Эту мысль блестяще удалось воплотить на сцене малого зала МГТ мэтру отечественного театра и кино, заслуженному артисту России Борису Галкину.

Он сыграл пожилого писателя, повествующего о военном времени. "Веселый солдат" - это великая книга о великой войне, - сказал актер. - И мне в спектакле по этой книге предложили роль самого Астафьева. Я был совершенно потрясен, потому что знал Виктора Петровича лично и на меня он произвел неизгладимое впечатление. Это выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого еще при жизни называли классиком".

История о войне, которая разделила русский народ на тех, кто жил и выживал, тех, кто, шел в бой, и тех, кто отсиживался в окопах, тех, кто падал под пулями врага, и тех, кто в это время обчищал дома простых немцев. Конфликт тех и других особенно пронзительно удался Илье Малакову и Михаилу Шилову.

Фото: Анна Коонен

Веселый солдат Витя проживает на сцене свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. Он, в первую очередь, Человек. Но военное руководство относится к ним - простым рядовым солдатам - как к пушечному мясу. Их гонят на убой к врагу, а если они восстают против системы, убивают их самостоятельно. Люди - не проблема: "бабы еще нарожают".

"Работа над этим произведением шла в год 70-летия Великой победы, нам хотелось еще раз напомнить, кто победил в этой войне - простые русские солдаты, которых, к сожалению, не считали. О тех, кто вынес на себе все тяготы и лишения, важно говорить и нужно помнить, - сказал художественный руководитель театра Сергей Безруков. - Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным".

Для Астафьева, как и для многих, кто прошел Великую Отечественную, война стала главным жизненным экзаменом. И по прошествии нескольких лет он все так же сдает этот экзамен: и когда ссорится с капитаном, и когда хоронит дочь.

Фото: Анна Коонен

Борис Галкин умело доносит до зрителя главную мысль автора: люди, прошедшие войну, - потерянное поколение. Пронзительная душевная боль никогда не исчезнет из их глаз. История, рассказанная автором шепотом, на сцене пронзительно кричит. Кричит о боли, грязи и отчаянии. Именно из них рождалась победа.

Ближайший премьерный спектакль состоится 2 марта.

Виктория ЛАРИНА |
Выбор читателей