Предвыборный черный пиар бьет по интересам заказчика, а не жертвы. С таким тезисом выступают эксперты "Института Глобализации и социальных движений*", в докладе "Выборы-2016. Черный пиар: от больших ожиданий к большим поражениям".
Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
Основными авторами доклада стали глава центра Борис Кагарлицкий и руководитель экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Ключевым тезисом исследования стал вывод о том, что рынок отечественных политтехнологий переживает революцию из-за неэффективности "старых" методов ведения избирательной кампании. Российское общество уже перестало быть наивным, отмечают эксперты, и теперь политтехнологам придется обратиться к практикам публичной политики.
Руководитель ИГСО Борис Кагарлицкий заявил "Утру", что в эпоху деидеологизированных выборов, когда партии борются не за идеи, а за представительство в парламенте, инструменты старых политтехнологий показывают свою полную несостоятельность.
"Раньше на выборах делали ставку на черный пиар. Кандидат побеждал благодаря изощренности своих политтехнологов и консультантов. Теперь же мы в рамках своего исследования заметили новую тенденцию - черный пиар не воспринимается целевой аудиторией, и бьет по самому заказчику", - рассказал порталу Кагарлицкий.
Такое положение вещей рано или поздно приведет к изменениям на рынке пиар-услуг. Эксперт подчеркивает, что в пользу этого прогноза говорит тот факт, что первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин уже заявил о пяти принципах проведения легитимной предвыборной кампании.
В этом заявлении главный акцент был сделан на отказ от политической коррупции, как метода ведения избирательной кампании. Это моментально вызвало возмущение среди отечественных политических консультантов, которые сочли эти слова как "запрет на профессию".
Как показывает исследование команды Кагарлицкого, опасения пиарщиков не напрасны. "На сегодняшний день Россия чуть ли не единственная страна, где все еще существует рынок консультационных услуг. Только у нас одни и те же специалисты могут консультировать как левых, так и правых. Нет никакой корпоративной этики. Этого нельзя сказать о зарубежных специалистах, которые выдерживают преданность своим заказчикам", - уверен эксперт.
Однако на пути эволюции российских политконсультантов и пиарщиков политолог наметил две ключевые проблемы, которые тормозят процесс трансформации из оголтелых "черных пиарщиков" в грамотных специалистов public policy (публичная политика - в переводе с англ.).
"Цеховая культура российских специалистов, в которой не принято перестраиваться, и нежелание самих политиков выходить на уровень "публичной политики" тормозят этот процесс. Однако избиратель уже устал от компроматных войн", - пояснил эксперт.
В частности, на страницах доклада есть констатация того, что кандидаты из парламентской "четверки", по сути, уже отказались от черных технологий в избирательной кампании. Все зафиксированные случаи появления серой политической рекламы на выборах 2016 года были обращены против парламентских партий. При этом "большая четверка" не получила дивидендов от грязных приемов, ни один из ее членов (включая потенциальных заказчиков). В выигрыше остался только пул непарламентских партий, которые стали "альтернативой" думским старожилам, ведущим бескомпромиссную борьбу за мандаты.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента