Новый год принес россиянам новые сложности с интернет-торговлей. После того, как с 1 января Федеральная таможенная служба стала запрашивать бумажные копии паспортов получателей посылок в дополнение к согласованному еще в 2014 году комплекту документов, ряд онлайн-ретейлеров приостановили доставки товаров. По оценке участников рынка, действия таможни затронули около 10% международного посылочного трафика.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Как пишет "КоммерсантЪ", ФТС стал требовать представлять бумажные копии паспортов получателей посылок в рамках "проверки соблюдения законодательства". Газета приводит слова начальника пресс-службы ФТС Дмитрия Котикова, сообщившего об этом. Какое количество компаний подверглись проверке он не конкретизировал.
Алексей Семкин, один из участников рынка, администрирующий несколько китайских магазинов на AliExpress, подтвердил, что "практически все посылки, поступившие в РФ после 22 декабря, были остановлены таможней".
6 января китайская интернет-площадка AliExpress.com, входящая в Alibaba Group, известила торгующие на ней интернет-магазины о приостановке доставки товаров в Россию компанией "СПСР-Экспресс" и по каналу "AliExpress – доставка без забот", указав на наличие проблем с таможенным оформлением посылок. Компания даже попросила продавцов отменить уже сформированные, но не отправленные заказы, которые должны были проследовать в Россию. Приостановил отправки посылок в Россию и британский онлайн-магазин одежды Asos.
О том, что таможенники стали требовать больше документов, сообщили "СПСР-Экспресс", DHL Express и Pony Express. Как обратил внимание гендиректор "СПСР-Экспресс" Владимир Солодкин, новые требования таможни коснулось всех компаний-перевозчиков, которые участвуют в эксперименте по упрощенному таможенному оформлению. По словам руководителя департамента международного развития Pony Express Вячеслава Саркисова, шаги ФТС "противоречат ранее заявленной политике перехода от тотального контроля к выборочному". Он отметил, что "все экспресс-перевозчики, занимающиеся трансграничной доставкой, испытывали трудности при проведении таможенного оформления товаров из зарубежных интернет-магазинов".
Но уже 7 января ФТС перестала запрашивать бумажные копии паспортов, и сейчас таможенное оформление трансграничных посылок происходит по ранее действовавшим правилам. Более того, 9 января Федеральная таможенная служба распространила официальное заявление о том, что не вводила изменения в правила оформления иностранных товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками. Как говорится в документе, служба проводила лишь выборочные проверки международных посылок, доставляемых экспресс-перевозчиками, и в первые дни 2017 годаони затронули менее 1% товаров.
Как полагает вице-президент по операционной деятельности DHL в России Юрий Шевченко, действия ФТС связаны с желанием идентифицировать покупателей посылок. Косвенно это подтвердил в своем интервью "Российской газете" замруководитель ФТС Руслан Давыдов, который заявил, что ставится цель создать "эффективную и понятную систему прослеживаемости движения товаров". А это означает, что государство должно видеть "прозрачные цепочки поставок с уплатой всех налогов, сборов, акцизов, таможенных пошлин, от момента появления товара и его оптовой продажи в стране-экспортере до момента потребления в стране-импортере".
Попытка внедрить такую систему ФТС предприняла еще в 2014 году, когда для декларирования посылок из интернет-магазинов требовалось предоставить помимо копии паспорта с регистрацией, а также самого заказа из интернет-магазина и фото заказанных товаров, оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина, подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и копию банковской карты. При этом если оплата проводилась с чужой банковской карты, то покупателю надо было написать объяснительную с разъяснением и условиями компенсации владельцу счета.
В конечном счете Ассоциация экспресс-перевозчиков (АСЭП), членами которой являются DHL, DPD, Pony Express, TNT, FedEx и UPS, объявила о том, что доставка в Россию посылок для частных лиц прекращается. Таможне пришлось идти на уступки, позволив службам экспресс-доставки оформлять посылки для физлиц по реестру, а не обрабатывать каждую посылку в отдельности.
Как стало известно к вечером 9 января, со следующего утра, 10 января, две торговые интернет-площадки, AliExpress и Asos, возобновят экспресс-доставку товаров российским покупателям.
За последние годы объем чрезграничной интернет-торговли вырос в разы. По данным ФТС, если в 2011 году Россия получила 22 миллиона посылок с товарами для личного пользования, то по итогам 2016 года в России получили более 200 миллионов международных отправлений. При этом необлагаемый пошлинами порог в России остается в размере 1000 евро, в то время как в странах ЕС установлен лимит в 22 евро, а в Канаде - 15 долларов.
В апреле минувшего года Белоруссия первой в ЕАЭС ввела нормы, аналогичные европейским, из-за чего поток почтовых отправлений упал вдвое, но таможенные сборы выросли в семь раз. "Есть повод задуматься", – считает Руслан Давыдов.
Поэтому, надежда контролировать всех, кто получает посылки из-за рубежа, у таможенников не умерла. Не исчезло и желание поднять доходы таможни за счет снижения стоимости посылок, при которых они не облагаются пошлинами и налогами.