В Брюсселе решили унифицировать военную технику Евросоюза. И при этом обособиться от "старшего брата" - США. На саммите ЕС всерьез заговорили о стратегической автономии от Вашингтона и принципиально новой модели формирования оборонных заказов.
Дональд Туск. Фото: GLOBAL LOOK press/ Ye Pingfan
По заявлению главы Европейского совета Дональда Туска, в ЕС создадут европейскую систему оборонного сотрудничества, которая объединит национальные рынки военной промышленности.
На данный момент страны ЕС работают по принципу каждый сам за себя. Но в перспективе в Брюсселе хотят решать - какой военной техники и сколько нужно той или иной европейской стране, скажем, на ближайшие пять лет.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер привел наглядный пример: в армиях государств ЕС на вооружении состоят 17 видов основных танков, в то время как в США только один - "Абрамс". Но удачное ли это сравнение?
На первый взгляд, логика есть. Большинство европейских стран входят в НАТО. Поэтому, в случае начала боевых действий, их армии фактически будут объединены. Так зачем столько типов танков? Гораздо дешевле купить, например, большую партию немецких "Леопардов", чем заказать немножко французских "Леклерков", немножко итальянских "Ариете". Как известно, чем больше партия, тем меньше цена за один экземпляр. Экономическая выгода очевидна.
Кроме того, одна модель танка или БМП значительно облегчает жизнь службам материально-технического обеспечения. В плане ремонта гораздо проще иметь дело с одной моделью - меньше деталей, дешевле обслуживание.
Танк Leopard 2. Фото: GLOBAL LOOK press/Ralph Zwilling
Но не все так просто. Одного типа танка в Европе просто не может быть, - считает военный эксперт Виктор Мураховский, в свое время служивший в 7-й гвардейской танковой дивизии в Группе советских войск в Германии.
"Если немцы постараются "продавить" свой "Леопард", этого не допустят французы и итальянцы - их основные конкуренты. Процесс застопорится на уровне правительств. Разговоры об этом идет очень давно, еще со времен Шарля де Голля, который первый предложил создать единую европейскую армию, единое вооружение. Эти разговоры периодически то возникают, то опять затухают и в итоге не оканчиваются ничем", - говорит Мураховский.
По словам эксперта, главный противник этого процесса - США, которые говорят: "У нас есть НАТО". А глава Европейского командования ВС США - это и Верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе. Поэтому понять, о какой стратегической автономии от США говорил Туск, довольно сложно.
Европейцы под эгидой НАТО действительно формируют многонациональные батальоны в Прибалтике и Восточной Европе. Они не управляются национальными министерствами обороны и Генштабами, а подчиняются напрямую Брюсселю. Но на систему закупки вооружения они никак не влияют.
Истребитель Eurofighter Typhoon. Фото: GLOBAL LOOK press
Не дадут США спокойно реализовать европейцам и другой проект - свой многофункциональный истребитель. "Еврофайтер" четвертого поколения толком "прижился" только в Великобритании (которая вот-вот выйдет из ЕС), Германии, Италии и Испании. В то же самое время, поляки предпочли закупить американские F-16. Венграм и чехам пришелся по душе шведский SAAB Gripen. Наконец, американцы намерены поставить свои F-35 пятого поколения в Италию, Нидерланды и, возможно, еще в ряд европейских стран. Своего самолета 5-го поколения в Старом Свете пока еще не создали, хотя разговоры об этом идут.
Понятно, что в ЕС призывы к общей системе оборонного сотрудничества звучат из рационализма. По словам того же Юнкера, деньги на оборону ЕС тратит с низким коэффициентом полезности. Так, в 2016 году вооруженные силы обошлись странам Евросоюза порядка $150 млрд. Но при этом эффективность этих расходов оценивается лишь в 15% от американских. Теперь, в течение трех месяцев страны-участницы ЕС будут разрабатывать конкретные проекты. Но, скорее всего достичь цели унификации вооружений Европе так и не удастся, и евроармия так и останется похожей на лоскутное одеяло.