РФ планирует протянуть трубу с голубым топливом в Южную Корею транзитом через Северную. Соглашение об этом Москва и Сеул подписали еще шесть лет назад, но реализации проекта мешает кризис в отношениях между двумя частями Кореи. "Мы очень надеемся, что в обозримом будущем созреют политические условия для того, чтобы этот абсолютно выгодный для всех трех сторон проект мог быть реализован", - заявил накануне, выступая в южнокорейской столице, заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов.
Трубопровод может протянуться от конечной точки газотранспортной системы Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Длина новой магистрали составит 1,1 тыс. км, из них 700 км пройдет по северокорейской территории. Сеул готов импортировать из России 10 млрд куб. м природного газа в год. По состоянию на 2011 г. стоимость реализации проекта оценивалась в $2,5 млрд, сообщает RT.
Стороны рассматривали и альтернативные варианты. Но прокладку трубы до Южной Кореи по дну Тихого океана признали нерентабельной, а маршрут через Китай и дно Желтого моря также сопряжен с трудностями. Поэтому "северокорейский" путь признали самым оптимальным.
Южная Корея отрезана от большинства природных ресурсов, их приходится закупать за рубежом. По импорту газа страна занимает второе место в мире. Москва сейчас ежегодно продает Сеулу 2,6 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ). Такие поставки обходятся слишком дорого, поэтому южнокорейцы остро нуждаются в прокладке газопровода. По подсчетам экспертов, трубопроводный газ обходился бы стране в $230-270 за тысячу кубометров. За тот же объем топлива при разжижении СПГ Сеул платит $385.
Мало того, что газ и трубы дешевле, так еще и стабильность морских поставок находится в зависимости от природных условий, а кроме того, требуются дополнительные ресурсы для регазификации топлива, отмечает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким.
Другим перспективным проектом, по его словам, стало бы налаживание железнодорожного сообщения между Кореей и Россией. Отправка грузов на товарном поезде обходилась бы в пять раз дешевле, чем транспортировка контейнера по морю из Владивостока в Пусан. Проблема в том, что Пхеньян согласен строить, но у него нет денег, а у Сеула деньги есть, но он боится вкладывать их в инфраструктуру на северной части полуострова. К тому же Юг не хочет, чтобы Север зарабатывал на транзите топлива и грузов.
Надежды на то, что трубопроводному и железнодорожному проекту наконец будет дан ход, южнокорейский бизнес связывает с избранным в мае президентом Мун Чже Ином. "Я хотел бы, чтобы железная дорога через Северную Корею была соединена с Транссибом, а поезд, который отправился бы из Пусана, доехал до Европы. И чтобы российский газ через Северную Корею, через газопровод, мог прийти из России", - заявил политик, выступая в сентябре на пленарной сессии ВЭФ.
На это президент РФ Владимир Путин тогда же ответил ему, что постепенное включение КНДР в совместные с южанами экономические проекты позволит снизить уровень конфронтации в регионе.
Эксперт Евгений Ким полагает, что реализации проектов мешают действия Сеула, прежде всего, его постоянные военные маневры совместно с Соединенными Штатами. "До Олимпиады (которая пройдет весной 2018 г. в южнокорейском Пхенчхане), скорее всего, никакого решения принято не будет. Пока ситуация оптимизма не внушает, ведь свою роль играет Вашингтон. Американцы, конечно, могут воспрепятствовать этому проекту. И тут уже властям Южной Кореи придется сделать какой-то выбор", - обрисовал специалист перспективы совместных проектов.