Если непрекращающийся "падеж" банков в ходе чистки, устроенной "железной" руководительницей ЦБ, уже давно никого не удивляет, то на сей раз банкирам и их клиентам следует готовиться к новой напасти. Под угрозой может оказаться рубль, позициям которого на первый взгляд ничего не угрожает, и не только он.
Как удалось выяснить экспертам "Райффайзенбанка", в новый год банковская система страны вошла с огромной дырой в $8,4 миллиарда. Именно такой суммы не хватает банкам для покрытия дефицита долларовой наличности и обязательств перед клиентами.
По данным экспертов "Райффайзенбанка", отток валюты из банков начался еще в конце прошлого года. Главными ее потребителями стали крупные корпорации, которым пришлось рассчитываться со своими внешними инвесторами и кредиторами. Будучи отрезанными от механизмов заимствования и рефинансирования за рубежом из-за санкций, корпорации были вынуждены выкачивать валюту из России.
Согласно расчетам банка, только в декабре 2017 г. из банковской системы были выведены $2,3 млрд, еще $5,2 млрд было выдано в качестве кредитов. Что касается самих банков, то для латания возникших дыр им пришлось пустить под нож свои запасы на корсчетах за рубежом. За декабрь оттуда было изъято $4,7 миллиарда.
Другим источником средств стали валютные облигации на $1,1 млрд, распродажа портфелей которых началась еще прошлым летом, когда закончились запасы свободной валюты.
С началом нового года ситуация не улучшилась, а только ухудшилась. По сравнению с декабрем долларовая черная дыра увеличилась более чем вдвое - до $8,4 миллиарда. По сути, банки продолжают оставаться на валютной мели, сняться с которой с каждым разом все сложнее.
Примечательно, что все это происходит отнюдь не в "голодный год", так как валюты в страну поступает достаточно. Это связано и с ростом нефтяных цен до $70 за баррель, и с повышением интереса к России со стороны иностранных инвесторов-спекулянтов. Последних воодушевляет благосклонность к РФ со стороны международных рейтинговых агентств, а сейчас и благоприятный (временно) исход с введением американских санкций.
"После роста американского и других рынков дивидендная доходность там упала до смешных уровней, - пояснил "Утру" аналитик ФК "Калита-Финанс" Дмитрий Голубовский. - И они ищут доходность по всему миру, в том числе и у нас. Поэтому приток валюты идет на все развивающиеся рынки, включая наш. Поскольку наш рынок самый дешевый, жадность инвесторов пересиливает страх".
Поразительно, что столь мощный приток валюты практически никак не сказывается на валютных проблемах банков, чьи черные дыры только растут. Основной причиной является то, что львиная доля поступающей в страну валюты достается Минфину, который на протяжении нескольких месяцев старательно "пылесосит" рынок, высасывая из него все до последнего цента.
Судя по заявленным министерством планам, оно продолжит собирать с рынка валюту для покрытия дефицита бюджета и "пылесос" будет выключен нескоро. А это значит, что банкам останется довольствоваться лишь крохами с богатого валютного "стола".
Чем опасна складывающаяся вокруг российских банков ситуация? Прежде всего тем, что проблемы банковской системы начинают невольно проецироваться на внутренний валютный курс. Так, несмотря на рост цен на нефть с $45 до $70 за баррель за последние полгода, укрепление рубля составило какие-то жалкие копейки.
Учитывая, что импортозависимая Россия страдает в первую очередь от валютно-курсовой инфляции, можно сказать, что все последнее удорожание нефти прошло для населения впустую.
"Это грозит ростом ставок по валютному фондированию и снижением рубля, - отметил Дмитрий Голубовский. - Учитывая экстремально бычье позиционирование спекулянтов в рубле, обвал рубля может быть достаточно резким".
Конечно, говорить о том, что этот возможный обвал станет предвестником нового долгосрочного снижения курса рубля, пока нельзя. По крайней мере, пока в страну поступает валюта от инвесторов-спекулянтов.
Но при этом не стоит забывать, что, несмотря на вчерашний благоприятный исход ситуации со списком Минфина США, дамоклов меч санкций, висящий над Россией, никуда не делся. И никто не сказал, что спекулянтам будет позволено скупать российские гособлигации бесконечно.