Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Завершившийся в Москве "Гайдаровский форум" стал, пожалуй, одним из главных событий уходящей недели. Его участники с чувством, тактом и расстановкой рассуждали о судьбах отечественной экономики. Однако самое интересное, как водится, было озвучено ближе к завершению этого замечательного мероприятия. И сделал это глава российского Минфина Антон Силуанов. Он сказал, что его ведомство сделает все, чтобы не допустить удорожания рубля.
"В текущем году действие бюджетного правила позволит нам не только сгладить курс, – пояснил Силуанов, выступая на форуме. – Цены на нефть у нас выросли, и курс у нас немного укрепился, мы начали осуществлять покупки валюты в рамках бюджетного правила, и мы не дадим резко укрепиться курсу".
Действительно, неожиданное и весьма заметное удорожание нефти (до $70 за баррель Brent) привело к укреплению курса рубля, что заставило Минфин приложить все силы для сдерживания роста курса национальной валюты.
В январе на покупку иностранной валюты планируется направить рекордные 257,1 млрд рублей. За год при цене нефти в $60 объем закупок составит порядка 2,8 трлн рублей.
Но чем же так нелюб Минфину укрепляющийся рубль? Прежде всего,снижением доходов основных сырьевых экспортеров (кроме сырья из России мало что экспортируется), и, как следствие, сокращением доходов бюджета.
"При падении курса доллара на один рубль бюджет теряет 160 миллиардов рублей в год из-за переоценки нефтяных доходов, – пояснил "Утру" вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. – С максимумов ноября доллар уже потерял около 4 рублей. Поэтому не удивительно, что Минфин "считает нужным продолжать оказывать давление на рубль, не допуская его существенного укрепления" Никто не любит терять деньги, а государство особенно".
Таким образом, игра против укрепляющегося рубля, посредством скупки приходящей в Россию валюты, должна стать одним из главных экономических трендов нынешнего года. По крайней мере, на это совершенно открыто намекает глава Минфина.
По его же словам, невиданная ранее скупка валюты будет преследовать и еще одну цель – накопление резервов. В распоряжении российских властей должны иметься совершенно свободные средства в размере порядка 7% ВВП, отметил Антон Силуанов в интервью "РБК-ТВ".
По его словам, чтобы бюджет перестал быть таким катализатором кризисных явлений, стране необходимо иметь его сбалансированный объем при любых обстоятельствах. Это означает, что у страны всегда должен иметься свободный денежный запас, который позволит компенсировать любые кризисные проявления в экономике.
"Россия должна превратиться во вторую Норвегию, которая совершенно не чувствовала изменений ценовых колебаний на нефть, которые проходили в прошедшие несколько лет", – добавил Силуанов, напомнив, что власти этой страны всегда проводили "взвешенную и консервативную" бюджетную политику.
Таким образом, на текущий момент можно сказать, что Минфином РФ выбран базовый курс на недопущение усиления российского рубля. Реализован он будет посредством массированной скупки иностранной валюты, на что уже выделены огромные средства.
Подобные меры, по мнению руководства Минфина необходимы с одной стороны, для поддержания доходов экспортеров, а вместе с ними и бюджетных поступлений, а с другой – для формирования свободных валютных резервов, по норвежскому образцу.
Насколько жизнеспособен подобный сценарий и несет ли он в себе какие-либо опасности в самой России? Вполне до тех пор, пока в страну поступает достаточное количество иностранной валюты. Действуя в рамках Бюджетного правила, Минфину можно спокойно скупать все излишки, образовавшиеся от превышения нефтью стоимости в $40 за баррель.
Впрочем, подобная пассивная политика, не требующая от Минфина особых усилий, может в одночасье утратить свою актуальность.
"Надо дождаться решения США по новой серии санкций против России, - напоминает Алексей Вязовский. – Может оказаться так, что потоки капитала развернуться в обратную сторону и проблема укрепления рубля снимется сама собой".
В завершение стоит в очередной раз задаться вопросом, нужно ли вообще заниматься "опускание" собственной национальной валюты ради латания бюджетных дыр и "превращения России в Норвегию". Однозначного ответа на этот вопрос нет. Особенно, если учитывать тот факт, что ослабление рубля катастрофически сказывается на производителях товаров, работающих на внутренний рынок.
Дешевый рубль и дорогой доллар (и евро) лишают его доступа к производственному оборудованию, технологиям и комплектующим, основная часть которых поступает из-за рубежа. Реализуя свою продукцию в России за рубли, они с каждым разом получают все меньшую выручку, в пересчете на доллары и евро, которые необходимы им для поддержания и развития производства.
Не лучшим образом слабый рубль отражается и на простых
потребителях. Поскольку значительная часть потребительских товаров в стране
имеет иностранное происхождение, ослабление рубля (в котором номинирована
зарплата россиян) ведет к снижению объема их потребления населением.
Незалежные оказались в тяжелых условиях