Таяние арктических льдов приводит к улучшению условий для судоходства в Северном Ледовитом океане. Благодаря этому РФ сможет более активно использовать Северный морской путь (СМП). Об этом говорится в материале издания The Washington Post.
Москва возлагает особые надежды на уменьшение ледовой шапки, поскольку благодаря потеплению Северный морской путь постепенно может стать альтернативой Суэцкому каналу. Развитие судоходства по этому маршруту позволит существенно сократить расходы на транзит из Европы в Азию и Америку.
Основную выгоду от этого получит РФ, так как большая часть Северного морского пути является ее исключительной экономической зоной. Москва сможет осуществлять практически полный контроль над стратегическим торговым маршрутом. Кроме того, она будет зарабатывать на предоставлении навигационных услуг и работе ледоколов.
СМП является кратчайшим путем из Европы в Азию и на Тихоокеанское побережье Северной Америки. Судно, которое идет из Южной Кореи в Германию через Северный Ледовитый океан, затрачивает на рейс в два раза меньше времени, чем по пути через южноафриканский мыс Доброй Надежды, – всего 23 дня. Поэтому, несмотря на опасность арктического маршрута даже в летний период, многие перевозчики охотно бы шли на риск и отдавали предпочтение этому пути.
Северный морской путь – это кратчайший водный маршрут между европейской частью РФ и Дальним Востоком. Он соединяет арктические порты и крупные северные реки. По мере таяния арктических льдов в океане возникают коридоры, пригодные для танкерного судоходства, что делает СМП очень привлекательным способом доставки грузов.
О важности развития судоходства в северном регионе говорилось на совещании правительства по вопросам финансирования программ развития субъектов РФ, которое состоялось в конце августа. "Мы продолжим развивать Северный морской путь, обеспечивать судоходство в Арктике, формировать опорные зоны развития, которые необходимы для промышленного освоения региона. Конечно, в дальнейшем потребуются еще немалые усилия, чтобы добиться связанности этого уникального региона и раскрытия его колоссального экономического потенциала", – заявил на встрече премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (цитируется по РИА "Новости").
В Министерстве природы РФ отмечают, что экстремальное потепление в Арктике бьет все рекорды. В прошлом году средняя годовая температура воздуха в регионе превысила норму на 3,23°С.
Температурный скачок на русском Севере можно считать критичным, предупредили в ведомстве. Таяние вечной мерзлоты приведет не только к облегчению судоходства в Северном ледовитом океане, но и к затоплению прибрежных территорий, разрушению объектов инфраструктуры из-за расшатывания свайных фундаментов, сокращению сезона эксплуатации зимних дорог по рекам. Кроме того, вырастает скорость ветра, а это опасно для буровых установок на арктическом шельфе.