США испугались русского атома

В Белом доме утверждают, что Москва разучилась разрабатывать ядерное оружие

У Вашингтона вдруг "заболела душа" об уровне безопасности в российском ядерном комплексе. Старший директор по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения в Совете по нацбезопасности Белого дома Кристофер Форд посетовал, что Москва прекратила сотрудничество с Вашингтоном по этому вопросу и разрабатывает новые ракеты, совершенно не задумываясь, насколько опасным может быть создание нового ядерного оружия. По его словам, чтобы соблюсти все технологии, нужны деньги и расширение штата специалистов. Однако РФ якобы не делает для этого все необходимое.

Очевидно, что Форд имеет в виду приостановку договоренностей с США об утилизации оружейного плутония в 2016 году. В то время Россия в ответ на американские санкции и размещение войск США в Восточной Европе действительно вышла из договора, подписанного еще в 2000 г. премьер-министром Михаилом Касьяновым и вице-президентом США Альбертом Гором.

Однако первый ход был за Вашингтоном. После событий на Украине в апреле 2014 г. Министерство энергетики США уведомило Росатом, что Америка приостанавливает сотрудничество в области атомной энергетики. Затем был отменен ряд встреч, однако окончательно соглашение разорвано не было.

Тем не менее Штаты заморозили строительство предприятия по переработке плутония, объяснив это банальной нехваткой средств. Американцы поспешили заверить Москву, что ничего не нарушают и плутоний в итоге все-таки утилизируют, но другим способом: смешают с "замедлителями" и разместят в хранилищах. В России же посчитали, что США решили схитрить и сохранить радиоактивный металл. Глава Росатома Сергей Кириенко тогда заявил в интервью телеканалу НТВ, что если плутоний сожгли, вернуть его нельзя, а если перемешали и закопали, то в принципе технологически существует возможность его раскопать и снова разделить.

Резко ухудшившиеся отношения двух стран привели к тому, что Россия и США заморозили проекты. А ведь общими усилиями Москва и Вашингтон обязались уничтожить не менее 34 т плутония с каждой стороны. Этого хватило бы на десятки тысяч боеголовок.


Утилизация началась в 2009 г. и должна была закончиться в 2025-м. Но работающие научные реакторы в России так и не перевели на низкообогащенный уран в целях снижения риска распространения плутония. В частности, планировалось провести конверсию четырех реакторов в НИЦ "Курчатовский институт" и под Томском (Северск), но этого так и не произошло. Равно как и США сохранили семь своих реакторов, конверсировав двадцать.

В результате все вернулось на свои места. Россия меняет "Тополи" на "Ярсы" и разрабатывает "ракету возмездия" "Сармат", США задумали обновить свои "Минутмэны". Как будто не было того самого соглашения 2000 года. И "перезагрузки" больше нет.

Разрыв соглашения об утилизации оружейного плутония и конверсии реакторов - абсолютно политическое решение. Если бы Россия и США полностью выполнили все условия, все равно у них хватило бы плутония на тысячи ракет. В 1996 г. в Челябинске при участии тех же американцев построили хранилище оружейного плутония на 50 тонн. Сообщалось, что в него поместили 40% всего российского плутония. Можно легко посчитать, сколько всего радиоактивного металла хранится в России. Понадобится ли еще? Вряд ли. Поэтому в 1990 г. Москва и Вашингтон прекратили производство оружейного плутония и урана.

Заявления Форда рассчитаны в первую очередь на СМИ, на мировое сообщество. Он как будто говорит: смотрите, русские разорвали договор и строят новые ракеты, а вдруг у них что-то взорвется? Как будто в России больше чем за полвека не научились обращаться с радиоактивными материалами. Очередная попытка навредить имиджу Москвы. И не более того.

Выбор читателей