Заповедники застроят гостиницами

МЭР предлагает снять охранный статус с заповедных земель в границах населенных пунктов. Это позволит строить на них дома и туробъекты. Действующие ограничения мешают полноценному развитию территорий

Заповедные земли, которые попадают в границы населенных пунктов, разрешат передавать в частную собственность. На этих участках можно будет строить жилые дома и туробъекты. Соответствующий законопроект готовят в Минэкономразвития РФ. Экологи призывают быть осторожными с подобными нововведениями.

 Фото: GLOBAL LOOK press

В настоящее время закон запрещает строить стационарные жилье и гостиницы на участках, которые расположены в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), сообщают "Известия". Эти земли изымаются из хозяйственного оборота и находятся под пристальным наблюдением. Их передача в частные руки запрещена. Это правило действует даже в том случае, если заповедные земли находятся в городской или сельской черте. Предлагаемый законопроект устранит данное противоречие.

Изменить границы ООПТ можно будет в трех случаях: если земли расположены в границах поселений, необходимы для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства и по решению президента. Границы охраняемых территорий можно будет изменить только после государственной экологической экспертизы и публичных слушаний. Поправки к законопроекту предписывают до 31 декабря 2019 г. исключить из ООПТ земли, расположенные в границах населенных пунктов.

Документ готовится по заданию правительства, которое поручило найти возможность передать в собственность республики Бурятия участки в границах особой экономической зоны "Байкальская Гавань". Снятие ограничений на оборот участков рассматривается для населенных пунктов Турка, Горячинск и Кика, однако только в том случае, если на них будут размещены исключительно объекты туристско-рекреационного назначения.

Другие министерства инициативу поддерживают. В Минприроды говорят, что считать заповедной территорией часть города - это абсурд, который дискредитирует саму идею заповедного дела в глазах людей. Действующие нормы о нерушимости границ заповедников заводят ситуацию в правовой тупик и мешают заниматься развитием территорий.

Некоторые национальные парки простираются на миллионы гектаров, указали в министерстве. Естественно, они поглощают в себя и населенные пункты. Но получается, что ничего строить в этих поселениях нельзя. Поэтому ведомство одобрило предложения МЭР, однако отметило, что исключать земли из состава ООПТ можно, только если это если не повлечет угрозы природным и культурным ландшафтам и биологическому разнообразию. Так, руководство национального заповедника "Херсонес Таврический" в Севастополе уже заявило о недопустимости застройки отдельных городских участков, принадлежащих заповеднику, поскольку они представляют археологический интерес.

Новый закон прежде всего поможет людям, чьи жилища оказались на особо охраняемых природных территориях, говорят эксперты. Государство не возражает против того, чтобы люди жили на этой земле, но они не имеют никаких юридических прав ни на свой дом, ни на участок под ним. Более того, сейчас они не могут вскопать огород или похоронить умерших - это противозаконно.

В то же время экологи отмечают, что одним законопроектом все вопросы об использовании ООПТ будет решить сложно. Например, новый закон позволит построить гостиницу в окрестностях Байкала, однако провести дорогу или коммуникации к ней по-прежнему будет нельзя. Если же менять законодательство более широко, то это вызовет протесты и приведет к международным разбирательствам. Байкал является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а строить дороги по действующему положению о Всемирном наследии запрещено, пояснил руководитель программы по сохранению биоразнообразия Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер.

Выбор читателей