Французы подрезали крылья SSJ 100

У "Гражданских самолетов Сухого" возникли проблемы с поставками иностранных комплектующих для российского лайнера. Изготовители двигателей и шасси взвинчивают цены. Бороться с этим можно лишь расширением локализации производства

Выпуск российского пассажирского самолета "Сухой Суперджет 100" оказался под угрозой срыва из-за проблем с поставкой иностранных комплектующих. Французские партнеры не торопятся отдавать производителю лайнеров - АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - двигатели и шасси. По этой причине российская компания может не выполнить контрактные обязательства перед заказчиками.

Фото: GLOBAL LOOK press/ Olga Sokolova 

Недопонимание у ГСС возникло с совместным российско-французским предприятием PowerJet. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в настоящий момент "имеются серьезные риски с поставками двигателей на самолеты". "Они связаны со сбоем поставок комплектующих в цепочке Snecma - "Сатурн", которые грозят срывом сроков производства воздушных судов в 2017 г.", - сообщил журналистам представитель ведомства.

Сотрудничество с французским соучредителем PowerJet - компанией Safran Landing System - оказалось весьма сложным, передает L!fe. Фирма отказалась поддержать конкурентоспособность SSJ 100 при помощи программы снижения издержек. Французы настаивают на повышении стоимости комплекта системы шасси для серийного производства самолетов, в то время как ГСС пытаются договориться о скидках со всеми поставщиками.

"В целом программа сотрудничества с французскими партнерами реализуется штатно. Однако некоторые моменты вызывают у российской стороны озабоченность. Пока взаимопонимания по спорным вопросам не найдено", - констатировали в Минпромторге.

В ГСС отмечают, что высокая зависимость от иностранных партнеров является слабым местом проекта SSJ 100. В будущем этому должен быть положен конец. "Французы пока выкручивают нам руки по той простой причине, что могут это позволить. Они понимают, что столь высокая доля их комплектующих позволяет им настаивать на повышении цены, и они будут всеми силами затягивать процессы локализации, потому что это снизит их влияние", - заявил журналистам неназванный сотрудник российской авиастроительной корпорации.

В качестве универсальной силовой установки для семейства региональных самолетов "Сухой Суперджет 100" используется турбореактивный двигатель SaM146. Это единственный отечественный двигатель, сертифицированный по требованиям Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA). Его производит российское НПО "Сатурн" совместно с французской компанией Snecma Moteurs (группа Safran). Для управления программой создания двигателя Snecma и "Сатурн" на паритетных началах учредили совместное предприятие PowerJet.

Французская сторона отвечает за "горячую часть" силовой установки. Она поставляет газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, а также систему управления, коробку приводов и мотогондолу. Россияне обеспечивают "холодную часть": вентилятор и турбину низкого давления, а также общую сборку и установку на планер. К настоящему моменту "Гражданским самолетам Сухого" поставлены 250 двигателей SaM146. План на 2017 г. - более 70 установок.

Сейчас самолеты SSJ 100 имеют довольно высокую долю французской "начинки". В число поставщиков, помимо вышеупомянутых компаний, входят THALES Avionics (авионика), Zodiac Aero Electric (система очистки лобовых стекол, пульты кабины экипажа, сервисные пульты и заглушки, внешнее освещение, освещение кабины экипажа), Zodiac Aerotechnics (топливная система, выполнение опытно-конструкторских работ по кислородной системе экипажа и переносного оборудования) и Le Bozec Filtration and Systems SA (система подачи гидрофобизирующей жидкости на лобовые стекла). Кроме того, французская компания LEACH поставляет блоки управления нагрузками и лампы-кнопки, ELTA отвечает за аварийные радиомаяки, Michelin Aircraft Tyre производит авиационные шины, Aerazur - детские спасательные жилеты, а Artus Pacific Scientific - систему электроснабжения.

Такая зависимость от иностранных комплектующих очень не нравится российской стороне. Однако альтернатив пока нет, хотя переговоры на этот счет ведутся. Весной этого года руководство СП говорило о желании локализовать дополнительное производство в РФ. В марте глава Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов заявил, что перед корпорацией "стоит задача по увеличению уровня локализации производства двигателя в РФ", на первом этапе - с увеличением степени локализации до 55%, на втором этапе - до 80%. PowerJet теоретически не против частичной локализации в РФ "горячей части" двигателей для SSJ 100, организовав литейное производство отдельных деталей.

Выбор читателей