Дорожники пытались приписать ямы "Автодору"

Федеральная антимонопольная служба сочла жалобу на "неправильные" добавки необоснованной

В России еще со времен Гоголя неизменными остаются две проблемы. Одна из них не дает покоя автомобилистам и по сей день: российские дороги, к сожалению, зачастую далеки от идеала.

Между тем, буквально на прошлой неделе СМИ пестрили информацией о письме дорожников в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Они пожаловались на использование "неправильных" добавок в асфальт, которые, в свою очередь, влияют на износостойкость трасс.

Так дорожники объяснили повсеместные ямы и выбоины, бросив, в первую очередь, камень в огород государственной компании "Автодор". Как раз к ней производители химических присадок предъявили претензии, суть которых в том, что компания якобы монополизировала стандарты на присадки для асфальтобетона и требует использовать только их, отвергая лучшие варианты.

На сегодняшний день доля госкомпании в общем объеме дорожного полотна ничтожно мала. В подведомственном подчинении "Автодора" находится 2 890 км автомобильных дорог, в то время как протяженность только федеральных трасс в стране превышает 50 000 км, без учета региональных и муниципальных. Выходит, что претензии касаются небольшого количества новых дорог, причем без конкретных примеров их плохого качества.

Следующее нарекание относится к "Автодору" и его "дочерней" компании – ООО "Автодор-Инжиниринг", которых в купе назвали "монопольным автором стандартов на присадки", разрешающим использовать только один тип модификаторов – резиновый термоэластопласт (РТЭП), чем они ограничивают конкуренцию.

На самом деле компания "Автодор-Инжиниринг" не разработала ни одного стандарта на присадки. А "Автодор" не проводит конкурсы на присадки и тем самым банально не может навязывать какую-то конкретную из них. Вдаваясь в небольшие подробности, конкурсы проводятся на строительство объекта и в документации не отражаются материалы или названия модификаторов, только характеристики асфальтобетонного покрытия для трех слоев "дорожной одежды" – так на профессиональном языке называется конструкция дороги.

"Автодор" – государственная структура, поэтому все вышеперечисленные характеристики соответствуют государственной нормативной базе, а конкурсные требования опубликованы на официальном сайте компании. И в них нет указаний на РТЭП или конкретного производителя. В документах компании говорится, что для "применения на объектах Государственной компании согласован 21 стандарт организаций на модификаторы и полимерно-битумные вяжущие, 3 из которых на основе резиновой крошки (Унирем, АДМ-2, БИТРЭК), а 18 – на основе термоэластопластов и термопластов, согласованных к применению в том числе и Федеральным дорожным агентством".

Резиновую крошку "Унирем" производят из утилизированных автопокрышек. Согласно результатам полевых испытаний уже готового продукта – асфальтобетона, "Унирем" обеспечивает необходимые требования ГОСТ для верхних слоев покрытий, но не для нижних. Поэтому опыт его применения на объектах госкомпании оказался негативным.

К примеру, в 2016 году "Унирем" применялся в строительстве трассы М-11 "Москва – Санкт-Петербург" на нескольких участках, которые в итоге концессионеру пришлось срезать и заменять за свой счет.

А после выпуска постановления правительства РФ от 30.05.2017 № 658, которое фактически в 1,5 – 2 раза увеличило межремонтные сроки: до 12 лет (ремонт) и 24 лет (капитальный ремонт), требования к прочности полотна стали еще выше.

Между тем, технологи "Автодор-Инжиниринга" пристально контролируют процесс на площадках, вплоть до того, что следят за засыпающимися в бетономешалки составами, ведь каждая мелочь в наборе компонентов, их дозировке и даже продолжительности перемешивания имеет значение для износостойкости дороги. В компании уверены, что лучше тщательно проследить за производством, чем потом исправлять недостатки готового полотна.

 К слову, у авторов письма в ФАС не было оснований для обвинений "Автодора" в том, что компания навязывает конкретную присадку – это следует из заключения Федеральной антимонопольной службы. "Антимонопольный орган не выявил доминирующего положения ГК "Автодор" на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог", – говорится в ответном тексте на жалобу дорожников.

Выбор читателей