|
Как сообщает New York Times, этот шаг был сразу расценен многими как знак того, что администрация США уже не надеется на обнаружение запасов химического и бактериологического оружия, наличие которого Белый дом называл главной причиной для начала войны в марте прошлого года.
Между тем накануне были обнародованы два доклада, которые ставят под серьезное сомнение то, что Ирак имел ядерное, химическое или биологическое оружие и мог его производить.
Первый доклад был обнародован в четверг вашингтонским аналитическим центром "Фонд Карнеги за мир во всем мире". Его авторы, основываясь на разведывательной информации и материалах, обнаруженных оружейными инспекторами, приходят к выводу, что в 2002 г. Ирак хотя и желал иметь такое оружие, однако не имел ни его, ни средств его производства. Единственным исключением оказалась запрещенная санкциями ООН работа над ракетами дальнего радиуса действия.
Во втором докладе, опубликованном в газете Washington Post, приводятся новые документы и свидетельства иракских ученых, подтверждающие то же самое. Однако из этих свидетельств становится очевидным еще и то, что Саддам Хусейн решил не доказывать инспекторам, что у Ирака нет оружия массового уничтожения, как требовала ООН.
По мнению авторов доклада "Карнеги", разведка США оценила угрозу, которую представляло не реальное оружие массового уничтожения, а решимость Ирака его получить и продемонстрированная им готовность его использовать. Этой опасностью "нельзя было пренебрегать", пишут они, но "речь никогда не шла о выборе между войной или игнорированием опасности".
Тщательные и хорошо финансируемые поиски, которые американцы ведут в Багдаде с осени, мало добавили к тому, что нашли инспектора ООН перед войной. По мнению авторов доклада, продолжение "принудительных" инспекций ООН, за которые выступал Фонд Карнеги, в конце концов привело бы к тем же выводам и без войны.
В доклад Бартона Геллмана, опубликованный в Washington Post, включены "несанкционированные" интервью с инспекторами той самой поисковой группы, которую начали выводить из Ирака. Из них явствует, что иракский арсенал оружия массового уничтожения, существовавший до 1991 г., и возможности его производить были ликвидированы за годы инспекций и санкций ООН. Исключением являлись ракеты дальнего радиуса действия, запрещенные ООН, однако полученные чертежи этих ракет были основаны на устаревших российских технических руководствах, что делало их вполне безобидными.
По данным Washington Post, не было у Ирака и доступа к биологическим агентам оспы, а исследования с агентами сифилиса велись всего 45 дней и были прекращены перед войной 1990 года. Западные ученые, которые искали в иракских лабораториях оружейные патогены с помощью детекторов антител, заявили газете, что ничего не нашли.
Из доклада, опубликованного газетой, также явствует, что Саддам Хусейн, не желая демонстрации своей слабости, не передал инспекторам ООН список, в котором описаны все аспекты производства запрещенных вооружений, с течением времени инспекторами обнаруженные и уничтоженные.
Как и следовало ожидать, администрация Буша встретила опубликованные доклады в штыки. Так, госсекретарь США Колин Пауэлл подверг критике доклад Фонда Карнеги и выразил убеждение, что свергнутый режим Саддама Хусейна располагал оружием массового поражения. Он отметил, что Багдад не только разрабатывал, но и использовал такое оружие против Ирана и собственного народа.
Одновременно США призвали не придавать большого значения выводу из Ирака 400 военных экспертов, занимавшихся поиском оружия массового уничтожения. Белый дом подчеркнул, что в Ираке остается специальная инспекционная группа, которая продолжает поиски.