|
"Yтро": Евгений Вячеславович, сегодня найти казино или зал игровых автоматов не проблема. Подобные заведения работают и в крупных городах и на периферии. А насколько они популярны?
Евгений Ковтун: В конце прошлого года совместно с "Левада-Центром" мы проводили всероссийское социологическое исследование, посвященное развитию игорного бизнеса и отношению к нему со стороны самых различных групп населения. Выяснились довольно любопытные факты. Оказывается, регулярно посещают игорные заведения около 5% взрослого населения России. При этом большая часть воспринимает игру как отдых, отмечает, что игра позволяет пообщаться с друзьями, отдохнуть.
Мы не говорим о том, что казино или залы игровых автоматов будет посещать большинство населения – это нонсенс. На Западе, к примеру, с определенной регулярностью посещают такие заведения в среднем 7-10% граждан. Но при этом отношение ко всей игорной индустрии спокойное и уважительное. Игра, и это доказано психологами, позволят расслабиться, снять нервное напряжение. Да и выигрыши доставляют позитивные эмоции.
"Y": Не секрет, что многие претензии, которые общество адресует игорному бизнесу, скорее всего могли бы быть сняты путем изменения нормативной базы. Насколько перспективна такая работа?
Е.К.: Ключевая проблема в том, что до сих пор законодательно не определены базовые понятия для функционирования отрасли. Понятийный аппарат, данный в 29-й главе Налогового кодекса (о налоге на игорный бизнес), особой похвалы не вызывает. Во-первых, из-за узости круга самих определений, а во-вторых, потому что весь игорный бизнес как отрасль давно уже ушел вперед. Гражданский кодекс говорит о сделках и пари также весьма скудно, и не удивительно, ведь писался он еще в советские времена. Вот и вся законодательная база!
"Y": Насколько эффективно работает механизм лицензирования в бизнесе?
Е.К.: Подход к лицензированию деятельности по организации азартных игр и пари, на наш взгляд, необходимо в корне менять. Нужно ужесточать не процедуру выдачи лицензий, а контроль за деятельностью лицензиатов. Простой пример: у нас на сегодняшний день выдано более 6 тыс. лицензий, а контроль за деятельностью компаний в течение 3 лет осуществляли всего 5 человек!
"Y": Кстати, о выигрыше. Само понятие выигрыша как-то определено нормативно в России?
Е.К.: В принципе подходы к определению этого понятия известны, они используются и в мировой практике. Мы предлагаем использовать понятие "выигрышная ставка". В каждой игре существуют свои правила, и выигрыш не всегда можно в действительности правильно подсчитать. Поэтому мы предлагаем использовать понятие "выигрышная ставка". Выигрышная ставка - это та ставка, которая увеличивает благосостояние игрока или оператора игорного заведения во время азартной игры или заключения пари.
Например, согласно общим правилам игры в рулетку, ставка на то или иное число оплачивается, как 1 к 36. То есть при удачной ставке в номер вы получаете в 36 раз больше. В некоторых казино есть так называемый "золотой спин", когда ставка оплачивается 1 к 40. И в этом нет ничего плохого. Помимо этого есть различные бонусы, джекпоты которые опять же зависят от проведения отдельных видов игр. Игрок может выигрывать в различных играх, иногда даже одновременно, и, что самое главное, он сам не всегда может подсчитать, сколько он выиграл или проиграл.
"Y": Недавно заметный резонанс вызвали дебаты о налогообложении выигрышей. По словам представителей налоговых инспекций, игроки не спешат декларировать свои выигрыши. Как его можно уплачивать, если даже понятия выигрыша не существует?
Е.К.: В данном случае это возможно, ведь российское законодательство отдает право определения общего итога азартной игры или пари на откуп игрока, а не оператора игорного заведения, и это правильно. Игорное заведение не может знать о материальной выгоде игрока после завершения игры, тем более что игрок зачастую принимает участие в нескольких играх. Проследить, сколько игрок поставил, на каких автоматах играл – просто невозможно. Ну, а самое ужасное ожидает представителей налоговых органов, куда будут поступать сведения о каждом игроке, которые надо свести по всем фамилиям и именам, в один единый реестр и после этого еще и рассчитать налогооблагаемую базу. Заверяю вас, это нереально.
Во многих странах мира налога на доходы с азартных игр и пари для физических лиц нет. Они заменены либо гербовыми сборами (во Франции – €10 за вход в игровой зал, где установлены игровые столы, а все поступления идут в местный бюджет), либо входят заранее в установленный налог. В России налог на игорный бизнес составляет значительную долю затрат предпринимателя. Поэтому тот налог на доходы физических лиц, который несознательные игроки не платят, поступает вместе с налогом на игорный бизнес. Не будем забывать и о Росфинмониторинге. Обо всех сделках свыше 600 тыс. руб. игорные заведения сообщают в этот уполномоченный орган.
"Y": Ваше мнение насчет налогообложения игорной сферы в целом?
Е.К.: На сегодня налог на игорный бизнес – это региональный налог. И это, на наш взгляд, правильно. Однако допустимая разница в пять раз между низшей и высшей ставками налога сыграла не в пользу ни бизнеса, ни бюджетов регионов. Мы знаем примеры, когда в регионах установили максимальную ставку, "потянуть" которую многим предпринимателям не под силу. В результате страдают и местные бюджеты, и сами предприниматели.
"Y": Если нормативные дыры столь велики, не легче ли принять специальный закон, в котором прописать все недостающие понятия?
Е.К.: Совершенно очевидно, что мы объективно подошли к необходимости принимать отдельный федеральный закон, регламентирующий деятельность по организации и проведению азартных игр и пари. Нужно определиться не только с понятийным аппаратом, но и с регламентацией игр, местами для размещения игорных заведений, прописать формы ответственности организаторов игорных заведений перед игроками и многое другое.
В законе необходимо в обязательном порядке классифицировать персонал организатора игорного заведения. Обязательно нужно отметить, что азартная игра в игорных заведениях проводится по правилам, установленным законом и организатором игорного заведения. А то у нас бывает и такое, что в игорном заведении правила игры вообще не определены. То есть приходит игрок, и он не знает, в какую игру, как и по каким правилам ему играть. Помимо этого необходимы определения игровому автомату, игровому столу, игровому жетону, букмекерской конторе. В общем, понятийный аппарат надо писать практически полностью.
"Y": Понятно, что создание закона требует и участия самого бизнеса. Насколько сегодня бизнес консолидирован и готов к диалогу с государством?
Е.К.: Мы считаем, что только такой диалог позволит решить многие проблемы бизнеса. Решить какую-либо проблему можно только сообща. В прошлом году наша ассоциация организовала конференцию представителей игорного бизнеса со всей страны, на которой была принята специальная декларация. В этом документе сформулированы принципы и цели взаимодействия с государством. Одна из них – создание логичной нормативно правовой регулятивной системы, эффективной надзорной системы. В этом году мы планируем на самом высоком уровне продолжить обсуждение подходов и механизмов решения накопившихся проблем. Ассоциация является организатором крупнейшего события в индустрии развлечений России и ближнего зарубежья – выставки и конгресса "Мир игр", которые пройдут в начале июня в выставочном центре "Крокус-сити". Название конгресса - "Сегодняшнее состояние и развитие игорного бизнеса в России и зарубежных странах" - в полной мере отражает приоритеты того обсуждения, которое, надеемся, пройдет с участием представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций игорного бизнеса, самих представителей отрасли. По итогам конгресса мы планируем выработать пакет конкретных рекомендаций по тем мерам, которые необходимо предпринять, в том числе и на законодательном уровне.