Чудодейственный метеорит оказался мусором

Читать в полной версии →
Почти полвека хранитель тайны Мстинского метеорита молчал. Потом проговорился – но прибывшая на место падения метеорита группа обнаружила там совсем не то, что ожидала найти




Когда я летом писал статью о находке гигантского метеорита под Москвой, то не предполагал, что у этой истории будет продолжение. После публикации в мое распоряжение попали материалы о нескольких историях, связанных с первой в постперестроечной России общественной исследовательской группой "Метеорит" – объединением энтузиастов, занимающихся поисками небесных пришельцев.

В советские годы о метеоритах централизованно сообщали в Метеоритную комиссию РАН, но после развала Союза связи прервались. Метеориты продолжали падать, люди продолжали находить любопытные объекты, но теперь о них мало кто узнавал. Общественники попытались совместить приятное с полезным: не только заниматься поиском небесных тел на земле, но и реализовывать редкие объекты коллекционерам. Для этого члены группы стали искать заинтересованных людей в регионах и даже готовы были заплатить за информацию о потенциально стоящих артефактах.

Система заработала, но не всегда так, как бы этого хотелось членам группы. Среди потока сообщений приходилось отфильтровывать действительно перспективную информацию. И вот однажды участникам "Метеорита" показалось, что им наконец-то крупно повезло и они стоят на пороге важного открытия...

История с пришельцем из космоса началась в полузаброшенной сегодня деревеньке Княженицы. Надо отметить, что поселение на реке Мста в Новгородской области не всегда были глухоманью. Много веков назад здесь проходил легендарный путь "Из варяг в греки". Водная артерия играла роль транспортной сети вплоть до начала XX века – торговля хлебом южных губерний со столичным Петербургом шла именно тут. В советское и постсоветское время прибрежные поселения медленно уходили в небытие. И вот остался десять лет назад в деревне из постоянных жителей один только дед.

Тут и начались в Княженицах чудеса с метеоритами. Степан Викторович, назовем последнего аборигена так (бывшие участники уже распавшегося к настоящему времени "Метеорита" просили не называть его настоящего имени), вероятно и не предполагал, что сможет прославить себя и свою деревню. Помогла ему одна неожиданная встреча. Летом 1998 г. мимо деревни на байдарке проплывал известный новгородский публицист Марк Костров. Он решил запастись картошкой, причалил к берегу и направился прямиком к Степану, ибо больше было не к кому.

Плодами крестьянского труда Кострову разжиться не удалось, зато дедушка поведал ему о падении возле Княжениц в 1952 г. мощного метеорита и вынес пару ведер с черным шлаком от расплавившегося объекта. Степан Викторович утверждал, что метеорит чудесный и им можно врачевать многие недуги. Сам он, потомственный знахарь, неоднократно излечивал людей наложением на больные места обломков небесного гостя.

Костров написал об этом в новгородских газетах. В один прекрасный момент слух о Мстинском метеорите дошел до кого-то из информаторов "Метеорита". Представители группы выехали на место и были очарованы дедом. Хитро прищурившись, Степан Викторович принялся описывать, как он в 12-летнем возрасте купался в Мсте и, вдруг небо над ним разверзлось, что-то там такое взорвалось, и в воду на огромной скорости ухнул светящийся желтый шар. Вторжение небесного тела произошло ровно напротив устья небольшого ручейка около деревни, и там через некоторое время начали находить куски черного шлака. Степан Викторович первым понял, что перед ним остатки того самого метеорита. Знакомый, по его словам, с народной медициной деревенский житель почувствовал силу камня. Стал прикладывать к больным местам себе и односельчанам – помогало! В советские времена хранитель тайны Мстинского метеорита не сильно распространялся о чуде, хотя и сообщил местным властям о находке, но сейчас был готов поведать о нем всему миру.

Дедушка показал москвичам искомый ручеек и вообще оказывал всяческую помощь в разысканиях таинственного объекта. В предвкушении чего-то страшно интересного исследователи уже на следующий по приезду день вооружились лопатами и пошли откапывать артефакт. В реке они ничего не обнаружили, зато в ручье действительно попадались куски черного шлака. Куски эти магнитились, что придавало надежды – метеориты часто имеют железистую основу. Нестыковка с версией многоречивого Степана Викторовича была только в том, что кусков становилось больше не по мере движения от ручья к реке, а наоборот: чем дальше от реки забирались исследователи, тем больше шлака выкапывали. Несколько недель раскопок дали весомый урожай шлака самых затейливых форм. Общий вес находок тянул уже на десятки килограммов, но никаких остатков самого метеорита обнаружено не было. К тому же получалось, что взрыв произошел не над рекой, а где-то в лесной чащобе, откуда брал свое начало ручей.

Взяв некоторые образцы с собой, группа отправилась обратно в Москву. В столице последовало несколько месяцев хождений по разным специалистам, которые не смогли сказать по поводу шлака ничего определенного. Загадка разрешилась весьма неожиданно, когда образец случайно попался на глаза профессиональному археологу. Поисковики к своему изумлению выяснили: железистый шлак имел земное происхождение. Это действительно были остатки – но не от метеорита, а от средневекового металлургического производства. Получалось, что пять-шесть веков назад на высоком берегу Мсты стояло большое поселение с железоплавильным производством, отходы производства которого сбрасывались в ручей. Со временем селище исчезло, а на его месте выросли Княженицы. Постепенно берега ручья размывались, и средневековый мусор несло в устье реки, где его полвека назад, наконец, обнаружили. Ну а дальнейшее развитие сюжета в стиле деревенского фэнтези принадлежит "перу" Степана Викторовича. Так что Княженицы представляют интерес скорее для историков и археологов, нежели для искателей метеоритов.

Но интерес к "Мстинскому метеориту" не спадает до сих пор. Все новые искатели счастья каждое лето штурмуют Княженицы в поисках чего-то загадочного и чудодейственного. Сколько еще ведер средневекового шлака накопают наивные люди, науке не известно.

Выбор читателей