|
Если в 1990-е годы социальные лозунги озвучивали, главным образом, политические партии левого толка, то сегодня можно говорить о складывании сети инициативных гражданских организаций, занимающихся социальной проблематикой. Мощный импульс к началу движения дала приснопамятная монетизация. В начале 2005 г. отстаивать свои права вышли на улицы пенсионеры. Позже в том же году по всей стране начали организовываться группы людей, на постоянной основе занимающихся поиском решений социальных проблем.
Поле деятельности подобных организаций велико: жилищные права, "уплотнительная" или "точечная" застройка в крупных городах, право на льготы для социально уязвимых слоев населения, проблема приватизации комнат в общежитиях и многое другое. Поэтому движение за социальные права в России многолико и существует в разнообразных формах. Это могут быть НКО в форме территориальных советов, комитетов и иных организаций коллективного участия. Жесткой иерархии и структуры даже на региональных уровнях нет, зато есть сетевая горизонтальная координация на уровне обмена информацией по самым животрепещущим темам.
Слабая структурированность поля начала преодолеваться только этим летом, когда на свет появилась межрегиональная гражданская инициатива "Союз координационных советов" (СКС). Часть территориальных советов договорились координировать свою деятельность через созываемую каждые три месяца Конференцию и постоянно действующий Рабочий совет. Характерно, что никто из участников этих органов не получает за свою деятельность деньги, даже на конференции активисты ездят за свои кровные.
При этом основными направлениями их деятельности остаются не только протестные действия вроде пикетов или митингов, как может представляться на первый взгляд, но и работа по информированию граждан об их социальных правах. Это вторая составляющая – тоже новое направление для подобных организаций.
Численность активистов идет на сотни, а тех, кто время от времени принимает участие в акциях, – на тысячи. Мегаполисы, а особенно Москва, в данном случае не показатель: столицу по уровню социальной активности давно обогнали города вроде Томска или Ижевска. Ижевск в среде новых "социалистов" вообще считается чем-то вроде "города-героя". Здесь на призывы по защите социальных прав откликаются тысячи человек. Так, например, 18 ноября этого года 1,5 тыс. человек пришли на акцию в поддержку обращения городской Думы Ижевска о выделении из бюджета Удмуртии дополнительных 750 млн руб. на капитальный ремонт жилого фонда.
Среди болевых точек социальной сферы можно назвать непрекращающийся рост тарифов на услуги ЖКХ. В последние два года они растут особенно быстро. К 2009 г. в РФ официально заявлен переход к рыночным ценам в сфере тарифов, но уже сегодня их уровень вызывает недовольство у наименее защищенных слоев населения.
Тесно связана с предыдущей и проблема капитального ремонта жилого фонда. Эксперты соглашаются во мнении о либеральном характере Жилищного кодекса. Основой взаимоотношений жильцов с обслуживающими ЖКХ компаниями становятся договорные отношения. Государство из этой сферы устраняется, фактически перекладывая бремя обслуживания обветшавшего жилого фонда на россиян. Но хитрость в том, что износ коммуникаций и обветшание домов происходили в то время, когда государство недофинансировало их капитальный ремонт. Другими словами, это внутренний долг России перед своими гражданами. А теперь его хотят списать на налогоплательщиков. Хотя свой внешний долг страна успешно погашает, денег хватает.
Потенциальное недовольство таит в себе отмена льгот по оплате услуг ЖКХ с 1 января 2007 года. По сути, это та же монетизация, но в новой сфере. Хотя о ее проведении известно давно, и теперь только от органов власти зависит, будет кто-нибудь перекрывать трассы или все-таки реформу проведут без ощутимых потерь для населения. Нерешенными остаются еще многие социальные вопросы, и все они, в принципе, могут стать поводами для проявлений недовольства.
Сотрудники института "Коллективное действие", играющего роль своеобразного технического секретаря для СКС, говорят о качественных изменениях в движении за социальные права россиян. Во-первых, об этом свидетельствует рождение межрегиональных структур и самого СКС. Во-вторых, постепенно преодолевается чисто российский феномен "слабости доверия" к незнакомым людям. Социологи даже придумали для такого общества определение "социум клик" – когда есть множество замкнутых неформальных сообществ, но нет массового взаимодействия людей на равных. В-третьих, в организации сегодня приходят самые обычные люди, а не те, кого принято считать политизированными. Ну, а самое главное, пожалуй – в изменении сознания людей. От требований на уровне "дайте льготы" участники организаций приходят к необходимости знания и защиты своих прав.
Вряд ли возможно говорить о вызревании в России полноценного общероссийского движения за социальные права в ближайшем будущем. Речь, скорее, идет о его зарождении и постепенном осознании гражданами того факта, что у них тоже есть права.