Фото: Mary Evans Picture Library/ Global Look Press |
Еще раньше глава Минфина сообщил о намерении ведомства сократить внутренние заимствования с запланированных 800 млрд руб. до 435 млрд, а от внешних и вовсе отказаться. "У нас есть доходы, которые, согласно бюджетному правилу, могут быть направлены на замещение выпадающих объемов – как доходов, так и заимствований", – пояснил тогда министр.
Вот это и смутило аналитиков "Центра развития". В проекте бюджетных изменений расходы оставлены на неизменном уровне, планируется лишь их перераспределение с учетом новых территориальных обстоятельств. При этом план приватизации в очередной раз трещит по швам, импорт падает, и вся экономика вот-вот отправится в пике. По итогам года ожидается сокращение ненефтегазовых доходов федерального бюджета на 283,9 млрд рублей. Правда, экспорт нефти растет, и весьма существенно – на 13,5 млн тонн. И в соответствии с законопроектом, нефтегазовые доходы бюджета превысят запланированный уровень на 952,1 млрд рублей. Но их все равно не хватит на покрытие всех расходов в условиях сокращения поступлений практически по всем остальным доходным статьям. В итоге в "национальную кубышку" отправится почти в три раза меньше нефтедолларов, чем предполагалось в начале года, – план пополнения Резервного фонда сокращен более чем на 100 млрд рублей.
Представленный законопроект внешне демонстрирует незыблемость бюджетного правила: доходы федерального бюджета растут, а расходы остаются на прежнем уровне, отмечают эксперты. Однако в сценариях развития экономики на 2015 – 2017 гг. от Минэкономразвития в рамках реализации умеренно оптимистического варианта предлагается осуществить бюджетный маневр за счет модификации бюджетного правила. Предлагается на пять – семь лет позволить расходам превышать базовые доходы федерального бюджета на 2% ВВП (а не на 1%, как это предусмотрено Бюджетным кодексом). Представлены и возможные направления дополнительных расходов бюджета.
Опираясь на оценки ВВП, сделанные Минэкономразвития, специалисты "Центра развития" оценивают дополнительный дефицит федерального бюджета в 2015 г. в 775 млрд, в 2016 г. – в 851 млрд и в 2017 г. – в 938 млрд рублей. "Понятно, что "лишний триллион на дороге не валяется", и эти средства могли бы сильно помочь в финансировании до предела сокращенных бюджетных инвестиционных программ, – рассуждают аналитики. – Слабость позиции Минэкономразвития заключается в том, что министерство не обсуждает, как будет финансироваться дополнительный дефицит. Емкость внутреннего финансового рынка ограничена, заимствования на внешних рынках для России – проблематичны, доходы от приватизации получить еще более непросто".
В соответствии с Бюджетным кодексом, для финансирования дефицита могут использоваться дополнительные нефтегазовые доходы и средства Резервного фонда, напоминают экономисты. По их мнению, с большой вероятностью можно утверждать, что дополнительных нефтегазовых доходов в 2015 – 2017 гг. не хватит для компенсации недополученных ненефтегазовых доходов и поступлений, учтенных в источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Ситуация 2014 г. является хорошей предпосылкой к такому прогнозу. И в таком случае придется расходовать накопленные ранее средства Резервного фонда.