"Аэроэкспресс" отмечает десятилетие своей деятельности. За этот период были перевезены, в общей сложности, более 105 миллионов пассажиров, включая пригородный маршрут от Савеловского вокзала до подмосковной Лобни, с которого начиналась история компании, и региональные перевозки в Сочи, Казани и Владивостоке во время Олимпиады, Универсиады и саммита АТЭС, соответственно. В день юбилея представители руководства компании рассказали журналистам об итогах первой десятилетки и планах по дальнейшему развитию.
В 2008 г. между железнодорожными вокзалами и аэропортами Москвы "Аэроэкспресс" перевез порядка 6,5 млн пассажиров, а в 2014 г. эта цифра превысила 16,6 миллиона. Доля компании на рынке интермодальных перевозок Московского авиационного узла (МАУ) по итогам 2014 г. составила 21,65%. В общей сложности, в 2014 г. ее услугами воспользовались свыше 19,7 миллиона человек. Выручка компании составила более 6,3 млрд руб., что на 20% больше показателя 2013 г., при этом прибыль выросла более чем в два раза - до 1,6 млрд рублей.
Правда, начало 2015 г. ознаменовалось некоторым снижением общего пассажиропотока, в основном - за счет линии в Домодедово, признался исполнительный директор компании Алексей Сорокин. Трафик в "Шереметьево" стабилен, пассажиропоток во "Внуково" даже вырос - на 17% с января по апрель по сравнению с тем же периодом 2014 года.
Негативная динамика в "Домодедово" и позитивная во "Внуково" напрямую связана с динамикой пассажиропотока самих аэропортов (в первом он сокращается, во втором увеличивается), пояснил Сорокин. А наращивать поток в "Шереметьево" мешает открытие первого, пока еще бесплатного, участка трассы Москва - Санкт-Петербург: это снизило уровень загруженности дорог в аэропорт на 1,5 - 2 балла. Еще один тормозящий фактор - рост числа транзитных перевозок, при которых пассажиры не покидают пределов одного аэропорта.
В целом, количество потенциальных клиентов "Аэроэкспресса" снижается, но в компании к этому относятся абсолютно нормально, уверяет Сорокин. "У пассажира должен быть выбор, каким видом транспорта воспользоваться, исходя из его потребностей", - пояснил он.
Забуксовал и проект полного обновления подвижного состава компании. Планировалось вместо нынешних 17 стандартных поездов закупить 25 двухэтажных. На данный момент два таких состава уже проходят испытания на получение российского сертификата соответствия. Ранее сообщалось, что в июне текущего года первые двухэтажные экспрессы начнут ходить в "Домодедово" и обратно, а в 2016 г. они будут курсировать по всем линиям между столичными вокзалами и аэропортами. Но запуск проекта может быть отложен на неопределенный срок из-за недостатка финансирования.
"Аэроэкспресс" надеялся получить финансирование из Фонда национального благосостояния в размере 24,6 млрд руб. - на двухэтажные поезда, а также три проекта по строительству новых терминалов. Но пока ФНБ не дал согласия на предоставление кредита.
Отвечая на вопрос о том, зачем сегодня, в условиях падения спроса, нужны двухэтажные поезда, Сорокин пояснил, что и сейчас в пиковые рейсы некоторым пассажирам приходится ехать стоя, и компания заботиться об их удобстве. Кроме того, эти составы будут в двух вариантах: из четырех и шести вагонов. Их можно использовать как самостоятельно, так и стыковать между собой, что позволяет создавать различные комбинации (8, 10, 12 вагонов), в зависимости от потребностей.
С марта 2015 г. "Аэроэкспресс" работает только в столичном регионе. Перевозки в Казани, Сочи и Владивостоке переданы местным операторам, которые имеют льготы на пользование железнодорожной инфраструктурой. Эти направления убыточны для компании, пояснил ее исполнительный директор, выгодно работать в регионах, способных сформировать пассажиропоток аэропортов порядка 8 - 10 миллионов человек в год.
Сегодня таким регионом является Санкт-Петербург, и "Аэроэкспресс" готов инвестировать в строительство собственного терминального комплекса в "Пулково". Но пока руководство города не приняло окончательного решения о развитии соответствующей инфраструктуры.