Сирийского летчика, сбитого над Раккой, подобрали правительственные силы. Теперь полковник Фахад находится в больнице, и его жизни ничего не угрожает, - сообщает РИА "Новости", ссылаясь на собственный источник. Но неприятный инцидент оставил глубокий политический след.
Истребитель F/A-18. Фото: wikipedia
Впервые за 20 лет США сбили в бою самолет. Последний раз такой происходило в небе над Югославией, когда F-16 сбил сербский МиГ-29. США в агрессивной манере дали понять, что не считаются с союзником России Башаром Асадом, и намерены говорить с ним на языке силы.
Напомню, с понедельника Россия приостановила действие меморандума с США по полетам над Сирией. Точно таким же образом российское ведомство отреагировало в апреле, когда США нанесли ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат. Позже Москва и Вашингтон возобновили контакты, но на этот раз ссора может стать окончательной.
Перед атакой Томагавками 6 апреля США за два часа предупредили об ударе ВКС РФ, чтобы никто из российских военнослужащих не пострадал. На сей раз, как утверждают в Минобороны, командование коалиционных сил не использовало канал связи, специально созданный для предотвращения инцидентов. Хотя военные США утверждают обратное. Но в это верится с трудом - вряд ли у них было время на то, чтобы предупредить российских военных, учитывая, что весь воздушный бой занял очень короткое время. Американцы утверждают, что самолет советского производства угрожал "умеренной оппозиции".
Теперь, как заявили в Минобороны, самолеты коалиции будут сопровождать российские средства ПВО. Прекращение действия меморандума будет в первую очередь означать то, что полеты самолетов ВКС РФ и коалиции отныне никак не будут регламентироваться. А при возникновении кризисных ситуаций стороны не будут оказывать друг другу взаимную помощь.
Проще говоря, самолеты обеих военных группировок будут действовать без оглядки друг на друга. Конечно, это увеличит риск инцидентов в небе, но вряд ли приведет к воздушным баталиям между американскими F-22 и российскими Су-35С.
Этой точки зрения придерживается глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. По его словам, после заявления Минобороны РФ ни США, ни кто-либо другой по отношению к нашей авиации не будет предпринимать действий, несущих ей угрозу.
Таким образом, приостановление меморандума имеет прежде всего политическое значение. Россия четко дает понять, что будет впредь защищать своего союзника.
Русские Су-24 на авиабазе Хмеймим. Фото: wikipedia
На данный момент коалиция действует вблизи Ракки, где поддерживаемые американцами курды пытаются взять под контроль сирийский город. Недалеко от него и произошел воздушный бой. Это примерно в 300 км от российской базы Хмеймим, где стоят дивизионы ЗРК С-400. По техническим характеристикам, комплекс может прикрывать объекты на на дальности до 400 км, то есть теоретически, мог бы защитить сирийский самолет, если бы радар работал в сторону Ракки. Но на практике попасть на таком расстоянии будет сложно. Для лучшего эффекта придется подойти поближе. И С-400 может передвигаться своим ходом. Но маневры тут же засечет американская авиация, что приведет к эскалации конфликта.
Напряженная ситуация сложилась не только в районе Ракки, но и на юге страны, в Ат-Танф, рядом с иракской границей, где "умеренная оппозиция" воюет с боевиками запрещенного "Исламского государства*". На эти же территории претендует и официальный Дамаск. Хотя Асад пока и не отправляет в этот район правительственные войска. По даннам СМИ, отчасти из-за того, что рядом с Ат-Танфом на территории Иордании находится американская военная база, с которой и осуществляется прикрытие оппозиции. 18 мая и 6 июня авиация коалиции атаковала в этом районе сторонников Башара Асада, чем вызвала крайнее возмущение Дамаска.
Таким образом, налицо столкновение интересов и борьба за территории. Тот, кто выбивает боевиков из Ракки, Ат-Танфа и и Дэйр-эз-Зора и получает ключ к Сирии. И естественно, что Башара Асаду не нужны военные успехи коалиции, так как в случае победы "Сил демократической Сирии", действующий президент лишится существенной части страны. Она будет занята оппозицией, которая считает Асада своим злейшим врагом.
США всем видом показывают, что будут защищать оппозиционные силы, руками которых они ведут боевые действия в Сирии. В том числе от правительственных войск.
В свою очередь, Россия заявляет, что не бросит в беде своего союзника. При этом воевать друг с другом Москва и Вашингтон, понятное дело, не хотят. Скорее всего, проводя политику гибридных войн, оба государства постараются достигнуть максимальных преимуществ. При этом Россия заинтересована в единой Сирии, а США мечтают передать власть оппозиционным силам и разделить страну. Согласно этому плану западная часть останется у Асада, восточная - у оппозиции.
К слову, в США уже приняли к сведению заявление Минобороны. В понедельник американские военные решили поменять диспозицию самолетов коалиции в Сирии.
"Послее недавних столкновений, которые связаны с правительственными войсками и российскими силами, мы приняли разумные меры для переориентирования самолетов над Сирией. Так мы продолжим атаковать силы ИГ*, обеспечивая безопасность наших летчиков с учетом известных угроз в боевом пространстве", - передает агентство слова представителя центрального командования ВВС США Дамиана Пикарта.
* Организация запрещена на территории РФ