Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Синдром Туретта известен давно. Историки вспоминают, что в 1825 году знаменитый парижский врач и педагог, один из родоначальников детской психиатрии Жан Итар безуспешно пытался вылечить 26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была загадочная болезнь. Маркиза с ранних лет страдала так называемыми генерализованными тиками – импульсивными подергиваниями мышц лица, рук, плечевого и тазового пояса. В самые неподходящие моменты, например, на балу она вдруг принималась подмигивать, закатывала глаза, вертела головой, подрагивала плечами и руками, подпрыгивала, приседала. Кроме того, мадемуазель де Дампьер неожиданно для окружающих и самой себя начинала громко и изобретательно ругаться. Доктор Итар описал эти синдромы и дал название заболеванию – копролалия (от греческого kopros – "помет", "кал" и lalia – "речь"). Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении которых ее безуспешно лечили многие медики Европы. Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон Альберт Брут Жиль де ля Туретт (1857-1904). В 1884-1885 годах он опубликовал доклады о девяти подобных пациентах. С тех пор недуг носит его имя.
Однако вот что интересно: если с 1885 по 1965 годы во всем мире было зарегистрировано лишь 50 случаев синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 году – около 200, то к началу третьего тысячелетия число одержимых "синдромом сквернословия" начало стремительно увеличиваться. Сегодня ученые говорят, что "в общей популяции проявления синдрома Туретта есть у трех процентов населения". То есть частота этого заболевания в 3-30 раз выше, чем считалось раньше.
Начинается это заболевание, как правило, в возрасте 7-10 лет. Недавнее исследование ученых из Университета Рочестера в Нью-Йорке показало, что около 20% учеников обычной школы имеют его легкие проявления, что может отражаться на учебе. Чтобы выяснить истинные масштабы распространенности синдрома Туретта, команда ученых обследовала 1600 детей. Было обнаружено, что немногим менее 20% учеников обычных классов и до 27% во вспомогательных страдали от проявлений синдрома. Правда, у детей на тот момент выявили лишь тики, а не копролалию. Однако известно, что копролалия развивается не сразу: ее появлению предшествует промежуток от нескольких месяцев до 10 лет, по истечении которого возникают так называемые "вокализации" – непровоцированное выкрикивание бранных слов, лай, вой. Некоторые в такие моменты кукарекают, хрюкают, мяукают, квакают, шипят как змеи или кошки, воркуют как голуби и т.п. Особенно мучаются те, кто непроизвольно выкрикивает отвратительные ругательства.
Удивительно, но копролалия не щадит и самых маленьких. Но откуда ребенок – от горшка два вершка – умудряется набраться бранных или матерных слов? Специалисты предполагают, что заболевание наделяет своих жертв эхолалией и копропраксией (от греческого praktikos – "активный") – избирательной способностью копировать вульгарные жесты и выражения. Исследования неонатологов и психиатров свидетельствуют о том, что мозг ребенка улавливает и хранит в подсознании слова, которые произносились мамой и ее собеседниками задолго до появления сына или дочери на свет, а также фразы, сказанные при рождении, и многое из того, что говорится, когда младенец спит. Кроме того, почерпнуть нехорошие слова младенец может и из телевизора или радио. По свидетельству врачей, синдром Жиля де ля Туретта в три раза чаще встречается у мальчиков по сравнению с девочками.
Синдром Туретта – одно из малоизученных психических заболеваний, но сегодня многие специалисты уверены, что передается оно генетически. Во всяком случае, риск развития этого синдрома среди носителей гена у лиц мужского пола – 99%, женского пола – 70%. Американские ученые считают, что в основе болезни лежат структурные и биохимические нарушения в подкорковых центрах головного мозга. А президент Американской академии детской и подростковой психиатрии Д.Винер полагает, что синдром Туретта имеет сугубо органическое происхождение, то есть обусловлен отклонениями от типового проекта строения головного мозга, на которые накладываются индивидуальные особенности личности пациента.
Страдающим этой болезнью врачи рекомендуют избегать стрессов, психических травм и чрезмерных умственных нагрузок. Лечение синдрома проводится с помощью медикаментов, в первую очередь нейролептиков. Наиболее эффективным лекарством от него считается галоперидол, который приносит 70-процентное улучшение в 7-8 случаях из десяти. А недавно ученые из Медицинского колледжа Ганновера в Германии установили, что заметно облегчает жизнь больным синдромом Туретта каннабис, то есть марихуана. После проведения ряда экспериментов специалисты выяснили, что даже однократная доза препарата марихуаны вызывает заметное снижение симптомов. Однако о широком применении марихуаны в борьбе с синдромом Туретта говорить еще рано. К тому же окончательно излечить эту болезнь нельзя.
...Когда я иду по улице, захожу в магазин или еду в общественном транспорте, очень часто возникает желание заткнуть уши. Складывается впечатление, что в Москве экзотической болезнью страдает каждый второй "товарищ", ну, каждый третий – точно. Так и хочется, пока не легализована "травка", дать им по упаковке галоперидола.
Не обращать на это внимание уже невозможно