Млечный Путь попал под обстрел

Гиперскоростные звезды не в Галактике зародились, а прилетели из Большого Магелланова Облака. Эта карликовая туманность ведет себя крайне непочтительно

Самые быстрые светила нашей галактики - гиперскоростные звезды - могли залететь к нам от соседей, из галактики Большое Магелланово Облако. К такому выводу пришли британские астрономы, чья теория опровергает господствовавшее ранее в науке мнение, что гиперскоростные звезды зародились внутри Млечного Пути.

Большое Магелланово Облако. Фото: NASA

Астрофизик Дуглас Бубер из Кембриджского университета подготовил для журнала MNRAS публикацию, в которой объяснил суть своей новой теории. По его словам, существующие гипотезы, объясняющие происхождение гиперскоростных звезд, ученого и его коллег "категорически не устраивают", поскольку "они не могут объяснить то, почему большая часть таких светил сконцентрирована в созвездиях Льва и Секстанта". Поэтому команда Бубера и решила выяснить, с чем это связано.

Изучением гиперскоростных звезд ученые занялись совсем недавно. Эти светила были обнаружены лишь в начале этого века. Скорость большинства из них относительно центра Галактики достигает 500 км в секунду, а в 2015 г. астрономы открыли звезду US 708, которая движется со скоростью 1200 км в секунду.

Согласно "канонической" теории, гиперскоростные светила - это обычные звезды, которые разгоняются за счет гравитационного взаимодействия со сверхмассивной черной дырой в центре Галактики. Как вариант - они возникают после того, как один из компонентов двойной системы взрывается в виде сверхновой, выбрасывая из нее вторую звезду. Звезда, в свою очередь, сближается с черной дырой, и та разгоняет ее до сверхвысокой скорости. При обычном взрыве сверхновой в тесной паре светил гиперскоростная звезда образоваться бы не смогла: наша галактика обладает слишком крупными размерами и притяжением, чтобы объекты в ней так просто разгонялись до бешеных скоростей.

Стройность этой гипотезы нарушает наличие необычных гиперскоростных звезд, которые движутся явно не из центра Галактики, а потому не вписываются в подобное правило. Дуглас Бубер и его коллеги проанализировали этот феномен и нашли ему объяснение.

Они обратили внимание на распределение "звездных пуль" на ночном небе. Дело в том, что все подобные объекты находятся в созвездиях Льва и Секстанта - на той линии, по которой галактика Большое Магелланово Облако (самый близкий спутник нашей галактики), вращается вокруг Млечного Пути.

Масса соседней галактики примерно в 10 раз меньше нашей, а значит, и гравитация там настолько же слабее. Поэтому обычного взрыва сверхновой в Большом Магеллановом Облаке может быть достаточно для того, чтобы разогнать одно из светил в паре до 600 км в секунду и более. На такой скорости звезды отрываются от притяжения собственной галактики и залетают к нам.

Чтобы подтвердить эту идею, астрономы создали компьютерные модели обеих галактик и проследили, как часто Большое Магелланово Облако будет "обстреливать" Млечный Путь. Оказалось, что это довольно частое явление. По расчетам кембриджских астрономов, сейчас через Млечный Путь пролетает около 10 тыс. "звездных пуль", покинувших Магелланово Облако десятки миллионов лет назад.

Еще большее число звезд родом из карликовой галактики "умерло" по пути, исчерпав запасы водорода и взорвавшись. Их следы присутствуют в нашей галактике в виде сверхбыстрых пульсаров и белых карликов, объяснить существование которых ученые раньше не могли. За последние несколько миллиардов лет по Млечному Пути был сделан примерно миллион выстрелов, при этом в нашу сторону летят не только звезды, но и черные дыры.

Проверить свою теорию астрономы смогут уже в следующем году, когда европейский зонд GAIA завершит первую фазу своих наблюдений и измерит скорость движения миллиарда ближайших к нам светил. Если другие гиперскоростные звезды, которые найдет этот телескоп, также будут находиться в созвездиях Льва и Секстанта, то гипотеза команды Бубера получит свое подтверждение.