Пассажиров пересадят в российские самолеты

Минпромторг собирается отменить льготы на ввоз иностранных лайнеров, чтобы расчистить дорогу для отечественных воздушных судов. "Аэрофлот" просит этого не делать, поскольку компания понесет убытки, а пострадают в итоге клиенты

Министерство промышленности и торговли РФ собирается ужесточить правила беспошлинного ввоза в Россию иностранных самолетов. Если это произойдет, "Аэрофлот" понесет многомиллиардные расходы, поскольку только в 2018 г. ему должен прийти из-за рубежа 31 пассажирский лайнер. Крупнейший авиаперевозчик попросил заступничества у первого вице-премьера Игоря Шувалова и пригрозил отказаться от закупок отечественной техники.

Фото: Leonid Faerberg/ Global Look

Заместитель гендиректора "Аэрофлота" по работе с клиентами Вадим Зингман еще в начале августа написал первому замглавы правительства письмо, в котором попросил вмешаться в ситуацию с ввозом в ЕАЭС иностранных самолетов, сообщает "КоммерсантЪ". Речь идет о действии льготного режима ввоза авиатехники без уплаты таможенных пошлин и НДС до 2020 г. с возможностью ее эксплуатации в течение 12 лет. Режим распространяется на лайнеры вместимостью до 300 человек. Российские авиакомпании, в отличие от перевозчиков других стран ЕАЭС, освобождаются только от уплаты ввозной таможенной пошлины, которая в норме составляет 7,5-15,6%, но не от НДС.

К началу августа сторонам удалось почти полностью согласовать продление режима, но власти Белоруссии и Казахстана захотели увеличить период льготы и распространить ее на самолеты до 150 мест. Из-за этого возник конфликт, говорится в письме Зингмана.

Российский Минпромторг заявил, что распространение льготы на импортные лайнеры вместимостью до 150 пассажиров помешает вывести на рынок отечественные самолеты SSJ 100 удлиненной версии и МС-21-300, серийное производство которого намечено на 2019 год. В итоге министерство предложило полностью пересмотреть льготный режим, в том числе сократить срок льготы на самолеты, ввозимые в 2018-2019 гг., с 12 до 5 лет и сократить срок льготы для турбовинтовых судов до 2019 года. Это "установит таможенно-тарифную защиту внутреннего рынка в интересах российских воздушных судов", отмечали в Минпромторге. Тем самым ведомство "фактически заблокировало стратегически важное решение" вразрез с ранее достигнутыми договоренностями, подтвержденными Минтрансом и Минэкономики, отметил топ-менеджер "Аэрофлота".

Авиаперевозчик требует компромиссного решения. Иначе авиакомпания "не сможет выполнить план операционной деятельности", поскольку ей придется уменьшить план закупок самолетов, причем как иностранного, так и российского производства, поскольку все деньги уйдут на оплату таможенных пошлин и налогов. Это, в свою очередь, не позволит расширить маршрутную сеть, "включая региональные и социально значимые маршруты". Иными словами, в "Аэрофлоте" намекнули на то, что от действий Минпромторга пострадают рядовые пассажиры, поскольку выполнение плана полетов окажется под угрозой. Могут вырасти и цены на билеты.

На 2018 г. "Аэрофлот" запланировал покупку 31 самолета зарубежного производства. В случае приостановки льготного режима дополнительные расходы на ввоз воздушных судов превысят 25 млрд руб., подсчитали в компании. Российские перевозчики также окажутся в неравных условиях с конкурентами из других стран ЕАЭС и остального мира.

Представители авиакомпании отказались официально комментировать конфликт с Минпромторгом. Зато на стороне "Аэрофлота" выступил Минтранс, представители которого считают, что позиция авиакомпании "абсолютно логична с учетом жизненного цикла лизингового соглашения". В конечном итоге все зависит от того, какое решение примет по данному вопросу Минэкономразвития. Однако в ведомстве пока хранят молчание.

Эксперты говорят, что отмена ввозных льгот в интересах отечественных производителей приведет к обратному эффекту: она вызовет "серьезную деградацию российского воздушного транспорта в целом" и лишит авиакомпании возможности выполнить стратегические задачи развития. Это повысит цены на самолеты и ухудшит и без того тяжелую ситуацию с рентабельностью российских перевозчиков.

Выбор читателей