Миллиардер вступил на пост президента США год назад. За прошедшее время надежды на то, что при нем Москва и Вашингтон повернутся лицом друг к другу, не оправдались. Наоборот, страны оказались на грани холодной войны.
В первом телефонном разговоре руководители двух стран обсудили проблемы, над которыми Россия и США смогут работать вместе. Но за год почти ни по одной из них стороны не добились прогресса, а по некоторым ситуация стала только хуже, отмечает РИА "Новости".
Владимир Путин и Дональд Трамп договорились о налаживании "реальной координации российских и американских действий" в Сирии с целью разгрома террористов. Но максимум, чего удалось добиться, - избежать конфликтов между военными двух стран и создать "зоны деэскалации". В остальном налицо был полный разлад: Трамп обвинил армию Сирии в применении химоружия против отрядов оппозиции и приказал обстрелять правительственную авиабазу, не дожидаясь результатов расследования; Россию такое поведение американцев возмутило.
Совместных действий в борьбе с исламистами как не было, так и нет, каждая сторона действовала в одиночку. Независимые друг от друг успешные операции против боевиков завершились фактическим разделом страны на сферы влияния. США считают, что именно в этом залог успеха, с чем Россия не согласна. Москва выступает за созыв конгресса национального диалога Сирии, но этот план не нравится Вашингтону.
Не продвинулись две страны и в урегулировании конфликта на Донбассе. Трамп назначил своим переговорщиком Курта Волкера, чья позиция совпадает с позицией Киева и предыдущей администрации США, а значит, неприемлема для России. Не удалось договориться и о формате миротворческой миссии ООН на востоке Украины. Окончательно иллюзии о том, что американцы не будут вмешиваться в вооруженное противостояние, развеялись после выдачи Вашингтоном разрешения на поставку летальных вооружений украинской армии. На это не решался даже Барак Обама.
Наибольшее совпадение интересов Москвы и Вашингтона наблюдалось по поводу Северной Кореи. Обе страны против разработки ядерного оружия в КНДР и за введение жестких санкций против Пхеньяна. Однако российско-китайская инициатива о "двойной заморозке" (ракетных и ядерных испытаний КНДР и военных учений США в регионе) не нашла понимания у администрации Трампа. Более того, Вашингтон обвинил Москву в нарушении резолюций Совета безопасности ООН и поставках товаров в КНДР в обход санкций.
В остальных вопросах международной повестки Белый дом демонстративно игнорировал мнение Кремля. Это касалось признания Иерусалима столицей Израиля (что вызвало обострение палестино-израильского конфликта), намерения пересмотреть "ядерное соглашение" с Ираном и отказа сотрудничать с РФ по Афганистану.
При Трампе США продолжили укреплять свою глобальную систему противоракетной обороны и предпринимать другие меры по военному сдерживанию России. Новый военный бюджет страны предполагает разработку ракет средней и меньшей дальности, которые запрещены двусторонним договором от 1987 года. Москва пообещала дать адекватный ответ на такие действия.
Новая администрация не только сохранила, но еще и преумножила санкционное наследие Обамы. Трамп сдался под напором Конгресса и лишил себя права самостоятельно отменять введенные против Москвы санкции. Новые ограничения касаются не только оборонных предприятий РФ, но и всех зарубежных компаний, которые будут с ними работать. Теперь США будет проще сохранить лидирующие позиции на мировом рынке вооружений и ослабить главного геополитического противника. Кризис доверия проявился в нарастании дипломатического скандала с закрытием консульств и высылкой сотрудников, расширением "списка Магнитского" и объявлением иностранными агентами ряда российских государственных СМИ. При этом противники Трампа его самого обвиняют в сговоре с Россией и чуть ли не государственным изменником.
Политологи не верят, что в ближайшее время отношения между странами могут наладиться. "У Трампа нет политического капитала, чтобы работать с Россией, и у него немного возможностей, чтобы поменять политику (США). Яркий пример этого - санкции, принятые конгрессом вопреки мнению администрации", - отмечает заместитель директора программ России и Евразии Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Джеффри Мэнкофф. Он полагает, что между Россией и США могут быть попытки работать по Сирии, Украине, вопросам контроля над вооружениями, в том числе по договору РСМД, и, возможно, по КНДР.
Руководитель Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин отмечает, что Трампу мешало и мешает отсутствие "широкой профессиональной политической команды" единомышленников. "Сам Трамп относительно спокойно относится к России и отнюдь не собирался и не собирается идти на какие-то меры, ужесточая эту политику. Но в его команде есть на эту тему большие разногласия, потому что эта команда настроена более антироссийски, чем сам президент", - уверен эксперт. По его словам, Трамп сознательно отдал инициативу в американо-российских отношениях Конгрессу во имя сохранения контроля над важными вопросами внутренней политики.
Профессор факультета международных отношений Американского университета в Вашингтоне Кит Дарден считает, что в ближайший год антироссийские санкции, вероятно, усилятся. "Как слабый и непоследовательный лидер, работающий под угрозой потенциального импичмента, Трамп оказался трудным партнером и собеседником как для противников, так и для союзников. Это, скорее всего, ограничит круг потенциальных возможностей в отношениях с Россией на предстоящий год", - заключил специалист.