Авиастроители прорастают друг в друга

Европейский концерн EADS (владелец Airbus) хочет обменять 10% акций российской корпорации "Иркут" на акции ОАК. А та, в свою очередь, имеет шанс стать обладателем пятипроцентного пакета акций EADS




Европейский концерн EADS, главным активом которого является знаменитый производитель самолетов Airbus, хочет обменять принадлежащие ему 10% акций российской корпорации "Иркут" на акции "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК), в которой "Иркут" станет одним из системообразующих элементов. "Объединенная авиастроительная корпорация предложила всем собственникам акций компании "Иркут" по рыночной цене получить деньги либо конвертировать свои акции в акции ОАК", напомнил вчера вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, руководство европейского холдинга предпочло второй вариант, а за EADS последовали и другие частные акционеры – большинство из них также выразило заинтересованность конвертировать акции "Иркута" в акции ОАК.

По расчетам специалистов, капитализация ОАК при учреждении составит $3,8-4,8 миллиардов. Капитализация "Иркута" на сегодняшний день составляет порядка $900 миллионов. Таким образом, EADS может рассчитывать примерно на 2%-ную долю в ОАК. Создаваемая корпорация, в свою очередь, имеет шанс стать обладателем 5%-ного пакета EADS, принадлежащего ВТБ. На прошлой неделе вице-президент ОАК Валерий Безверхний объявил, что корпорация планирует в рамках частного размещения продать 10-15% своих акций российским госбанкам. Сделка принесет компании около $1,5 млрд, которые, по мнению экспертов, пойдут на покупку акций EADS у ВТБ. Рассматривается также вариант приобретения этого пакета в кредит. "Акции EADS – это самый ликвидный актив, под залог которого банки будут готовы кредитовать ОАК", – уверен Безверхний.

Эксперты подобное развитие событий предсказывали еще минувшим летом, когда стало известно о намерении ВТБ избавиться от пакета акций EADS, обладателем которого банк стал за год до этого. Пятипроцентная доля в европейской авиакорпорации обошлась российским банкирам примерно в $1,4 млрд (точная сумма сделки не раскрывалась). Примерно столько же она стоит и сегодня.

Когда государственный банк начал скупку акций EADS, аналитики расценили это как политический заказ с целью приобрести влияние в европейском концерне и добиться более деятельного его участия в строительстве современных самолетов на базе ОАК. Сам ВТБ уверял, что это исключительно портфельная инвестиция – акции EADS были куплены в момент значительного падения их стоимости. Однако появившуюся в январе 2007 г. возможность зафиксировать прибыль банк не использовал (тогда акции EADS на некоторое время поднялись в цене, после чего снова упали). Вместо этого ВТБ добивался места в совете директоров европейского концерна для своего представителя, но безуспешно. По уставу EADS только немецкие и французские акционеры могут управлять холдингом, принимать стратегические решения и занимать ключевые должности. Заметного прорыва в совместной деятельности европейских и российских самолетостроителей также не случилось.

Не принесший ожидаемых результатов пакет акций EADS стал неинтересен ВТБ. Однако не так-то просто найти выгодных претендентов на такую небольшую и потому не слишком привлекательную инвестицию. Тем более что и в самой EADS последние годы дела идут не блестяще. Так что передача данного актива ОАК в сложившейся ситуации выглядит вполне логичным шагом. Взаимное владение скромными пакетами акций друг друга вряд ли серьезным образом отразится на деятельности авиастроительных гигантов, но может принести имиджевые дивиденды в качестве наглядного примера "дальнейшего укрепления сотрудничества".

Выбор читателей