Безответная любовь прекрасной актрисы

Она прожила без малого век. И, что удивительно, никогда не оставалась без работы. В актерской среде это, скорее, исключение. Еще удивительнее, что Рине Зеленой нашлось бы место и в сегодняшнем искусстве


ФОТО: rusactors.ru



Дата рождения Рины Зеленой точно не известна до сих пор. В энциклопедиях указано 7 ноября 1902 года, но другие документы называют самые разные числа. Родственники актрисы утверждают, что на самом деле Рина Васильевна родилась 17 ноября по старому стилю (стало быть, 30 ноября по новому). А дальше... каких только цифр не увидишь!

Сама Рина Зеленая не любила ни анкет, ни официальных мероприятий, ни интервью. Избегала любых банальностей, ибо человеком она была незаурядным, из ряда вон выходящим. Она сама себя создала, стала автором уникального явления под названием "Рина Зеленая". Ни разу в жизни ей не изменили остроумие и вкус. У нее был свой лексикон, свои оценки, никогда не похожие на общие. Рина Васильевна и мыслила афористично. Неординарность мышления, своеобразная манера говорить создавали впечатление, будто Зеленая играла и в жизни. На самом деле эти качества были для нее естественными. Иносказательность и парадоксальность ее речи органично совпадали с внутренним миром Рины Васильевны.

Что значит – "сама себя создала"? Не имея высшего образования, она была начитана, знала несколько языков, и – самое главное – умела слушать самых разных людей. Ни одно важное слово не проходило мимо нее. Общаясь с писателями, художниками, архитекторами, учеными, она вникала в суть любого вопроса и постепенно начинала общаться с ними на равных. Собеседникам, в свою очередь, импонировало внимание знаменитой актрисы, и ее мнение их интересовало не меньше, чем мнение их коллег.

Ее настоящее имя Екатерина. Озорная, стриженная под мальчишку девушка однажды вдруг решила стать артисткой. Ее первые сценические подмостки – это небольшие подвальные театрики, ночные кабаре, где она пела частушки и танцевала чарльстон. Короткие репризы, мгновенные преображения, гротеск стали излюбленным жанром начинающей актрисы. Тогда же Екатерина Зеленая стала Риной – ее длинное имя не помещалось на афишах, и она его попросту обрезала. А в середине 1930-х открыла новый эстрадный жанр – взрослым о детях. Она выступала от лица малышей, читала стихи, рассуждала о важных проблемах. Причем не просто пародировала голос и интонации, но и копировала саму манеру речи. В этом жанре равных ей не было. Со временем появились подражатели, но рядом с великой актрисой они выглядели бледно.

Она была потрясающим детским психологом, и дети обожали ее. В своей профессии Зеленая делала фактически то же, что в литературе – Корней Чуковский. Она исследовала внутренний мир малышей и выносила свой "научный труд" на суд зрителей. Ее работе давали самую высокую оценку ученые, писатели, педагоги. "На основе Рининых рассказов надо писать диссертацию о детской психологии", – так однажды сказала жена академика Капицы, с которым Рина Васильевна дружила многие годы. Кстати, вот еще несколько имен из окружения Зеленой: Ахматова, Есенин, Маяковский, Зощенко, Горький, Алексей Толстой, Николай Осеев, Кукрыниксы, Шостакович, Ваганова, Качалов, Ильинский, Черкасов... Ее обожали Жерар Филип и Жан Вилар, с которыми актриса свободно общалась на французском языке. Ее рисовали знаменитые художники, поэты посвящали остроумные четверостишья. И каждый подчеркивал, что Рина Зеленая – это не просто актриса, а целое явление в искусстве и в жизни.

Писатель Леонид Соболев посвятил ей такие строки:
"Однажды в Сочи было так:
Море было – Черное,
Небо – синее,
Разрывы – красные,
Ракеты – желтые,
САБы – белые,
Рина, конечно, Зеленая,
И поэтому настроение было радужное".


Фото: rusactors.ru

В стране Рину Зеленую сначала узнали по голосу: она часто выступала на радио, ее "продавали" на пластинках. А первая же большая роль в кино сделала ее, как сейчас говорят, мегазвездой. Это был фильм "Подкидыш", сценарий которого Зеленая написала в соавторстве с Агнией Барто. Роль домработницы Ариши родилась едва ли не на съемочной площадке. Когда по сюжету понадобился еще один персонаж, актриса тут же его придумала и сама вошла в кадр.

Затем были заносчивая секретарша в "Светлом пути", болтливая гримерша в "Весне", комичная модельерша в "Девушке без адреса", старушка Надя в "Сказке о потерянном времени", жалкая певичка в "Дайте жалобную книгу", тетушка Ганимед в "Трех толстяках", опытная редакторша в "Двенадцати стульях", сказочная черепаха в "Приключениях Буратино" и поющая бабушка в фильме "Про Красную Шапочку".

Кино она любила, но... безответно. Точнее, режиссеры приглашали любимую актрису с удовольствием, но ничего достойного предложить ей не могли. Из проходных эпизодов она сама делала шедевры, всегда переписывала тексты под себя. Главных ролей почти не играла. Для такой актрисы, как Зеленая, нужно было сочинить нечто экстраординарное, но таких авторов не нашлось.

Выдающаяся работа Рины Васильевны в кино – миссис Хадсон в сериале "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" – стала ее лебединой песней. Снимали семь лет. Когда после первой же серии роль квартирной хозяйки решили расширить, засопротивлялась сама актриса: "Нет, не надо! Я еще никогда не играла с таким интересом мебель!" Она понимала свое место в этом фильме и не собиралась тянуть одеяло на себя. Когда же ее поздравляли с очередной премьерой, Зеленая удивлялась: "С чем поздравляете? Я бы еще поняла, если бы фильм назывался "Приключения Шерлока Холмса и миссис Хадсон"..."

А на эстраде последний образ Рины Зеленой – некая дама, считавшая себя специалистом во всех областях. Она легко рассуждала о литературе, живописи, балете, цитировала свою знакомую поэтессу – "некрасивую, но породистую":
"И вот в решающей минуте,
Как бы играя и шутя,
Она летит на парашюте
Своим пропеллером вертя..."

В передаче "Вокруг смеха" она появлялась из-за кулис, с кем-то ожесточенно споря и недоумевая, почему ее не хотят пропускать. А затем в диалоге с ведущим Александром Ивановым сообщала, что у входа ее ждет один безумно талантливый человек. "Он кто – писатель, пародист?" – спрашивал Иванов. На это дама авторитетно заявляла: "Он абсолютно трезвый!"

На исходе 1980-х Рина Зеленая часто бывала в Доме творчества в Матвеевском. Она страдала кислородной недостаточностью и в городе задыхалась. На дачу ездить ей не разрешали: надо было, чтобы рядом постоянно находились медики. В этом отношении "Матвеевка" оказалась находкой. Тем более что по соседству, в Доме ветеранов кино, жили ее друзья-ровесники. Изредка Рина Васильевна выезжала на какие-нибудь творческие встречи, записи на радио или озвучание мультфильмов. Она почти ничего не видела из-за астигматизма, с трудом передвигалась после перелома ноги, но каждое утро делала "лежачую" гимнастику. Ее раздражала старость. "Бог покарал меня долголетием", – часто повторяла актриса.

Она прожила без малого век. И, что удивительно, никогда не оставалась без работы. В актерской среде это, скорее, исключение. Еще удивительнее, что Рине Зеленой нашлось бы место и в сегодняшнем искусстве: она обязательно придумала бы что-нибудь острое и неординарное для современной эстрады, украсила бы любую телепередачу, оживила какой-нибудь эпизод в кино или даже выступила в драматической роли на сцене. Рина Васильевна с успехом могла бы сыграть и в мюзикле – это был ее конек, любимый жанр.

Она говорила, что иногда, глядя на детей, мысленно просит: "Возьмите меня с собой в XXI век!" И сегодня, когда стираются из памяти многие имена, имя Рины Зеленой по-прежнему в зените. С нами, в XXI веке.

Выбор читателей