Россия сыграет в пиратов Карибского моря

"Роснефть" намерена самым активным образом поучаствовать в разработке углеводородов на шельфе Венесуэлы. Однако такое участие может оказаться под вопросом в случае, если вместо Чавеса к власти в стране придет его основной конкурент


ФОТО: AFP



Несмотря на весьма туманные перспективы страдающего смертельной болезнью венесуэльского лидера Уго Чавеса, Россия стремительно наращивает энергетическое партнерство с Венесуэлой. Как заявил вчера глава "Роснефти" Игорь Сечин, его компания подписала несколько дополнительных документов, позволяющих начать оценку ряда проектов в офшорной зоне Венесуэлы. По словам Сечина, это достаточно серьезные углеводородные ресурсы.

В числе возможных проектов он назвал такие участки на шельфе Венесуэлы, как Бокадепария, Бланкилья и более известная по пиратским историям Тортуга. Как сообщает РИА "Новости", со ссылкой на главу "Роснефти", венесуэльская сторона рассчитывает, что реализация этих проектов будет связана со строительством экспортной инфраструктуры. Предположительно, "Роснефть" войдет в них на стандартных для Венесуэлы условиях, с 40%-м участием.

По словам Сечина, в течение года "Роснефть" проведет оценку данных месторождений. После получения дополнительных сведений и учета необходимого строительства инфраструктуры стороны намерены вернуться к вопросу уточнения экономических параметров проектов.

Глава "Роснефти" также подчеркнул, что стандартные условия работы в Венесуэле и экономический режим устраивают его компанию. "Уровень рентабельности является приемлемым для нас и обеспечивает возврат на вложенный капитал", - отметил Сечин.

Как сообщает "КоммерсантЪ", "Роснефть" намерена заняться еще и добычей газа в стране. Компания договорилась с национальной PDVSA о совместной разработке месторождения Mariscal Sucre, которое Венесуэла пытается освоить с 1990-х годов.

С другой стороны, говорить о полном и безграничном успехе российской экспансии на венесуэльском шельфе пока преждевременно. Режимом наибольшего благоприятствования с венесуэльской стороны российские компании обязаны, прежде всего, президенту страны Уго Чавесу. Однако, несмотря на определенные улучшения, состояние здоровья последнего продолжает желать лучшего, и вопрос о возможной смене власти в Венесуэле не теряет своей актуальности.

Даже несмотря на то что исполняющий обязанности главы государства вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро является последовательным продолжателем политики Уго Чавеса, совершенно не обязательно, что в случае смерти последнего у руля страны окажется именно он.

Последние президентские выборы дались нынешнему главе государства предельно тяжело из-за продолжающегося усиления оппозиции и ее лидера Энрике Каприлеса. Разрыв в счете с Каприлесом составил около 9% , тогда как в 1998-м, 2000-м и 2006 гг. Чавес выигрывал с разницей в 16%, 22% и 26%. Более того, накануне выборов в ряде предвыборных опросов Каприлес лидировал.

Венесуэла тратит порядка 25% ВВП на программы по здравоохранению, обеспечению жильем и пищей. Финансирование обеспечивается, в основном, прибылью от продажи нефти, доля которой в экспорте составляет около 90%. При этом инфляция в стране превышает 18%. Финансирование многочисленных социальных проектов дается со все большим трудом, при том что миллиарды нефтедолларов тратятся на закупку вооружений. Очевидно, что в венесуэльском обществе накопилась определенная усталость от социализма Чавеса, и это существенно укрепляет положение оппозиции.

Все это не исключает возможности либо проведения досрочных выборов, на которых больше шансов у Каприлеса, либо военного переворота. Оба сценария не оставляют особых шансов на успех российских инвестиций. Каприлес в ходе предвыборной борьбы уже заявлял о намерении отказаться от российских поставок оружия и пересмотреть нефтяные контракты.

Впрочем, даже и в случае перехода власти к Мадуро сохранение Венесуэлой прежних международных договоренностей отнюдь не гарантировано.

Выбор читателей