Канн-66: не самое оптимистичное начало

"Великий Гэтсби" вдохновляет слабый пол появлением Ди Каприо, хотя критиков фильм разочаровал. К тому же не везет с погодой, да и старт конкурсной программы задал несколько депрессивный тон. Специальный корреспондент "Yтра" передает с Каннского кинофестиваля


ФОТО: thegreatgatsby.warnerbros.com
ВСЕ ФОТО



Как я и предполагал, в Канне идет дождь разной интенсивности, особенно по утрам, когда журналисты спешат на просмотры для прессы, да и вообще довольно прохладно. Тут в мае или приморская жара, или холод. Второй год подряд, увы, не везет.

Но церемония открытия прошла, как обычно, без помпы, в деловом формате. Одри Тоту призналась, что ее любимый фильм "E.T." и что она возмечтала стать актрисой аккурат после того, как посмотрела про инопланетянина в свои пять лет, а затем представила расфуфыренной публике в зале "Люмьер" сильно поседевшего автора шедевра в качестве председателя жюри. На сцену вышел великий и ужасный Стивен Спилберг, быстренько познакомил зрителей с членами жюри, затем джазовая певица спела песенку и появился еще один кумир фестиваля – Леонардо Ди Каприо. С показа его очередной работы и начался смотр, хотя этот фильм идет вне конкурса.

С него и начнем обзор основных лент 66-го Каннского фестиваля.


Великий Гэтсби (The Great Gatsby), США, 2013

Режиссер: Баз Лурман

В ролях: Тоби Мугуайер, Леонардо Ди Каприо, Кэрри Маллиган

Самая громкая премьера мая, стомиллионная экранизация знакового романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, что для адаптаций классики почти рекорд, тем не менее ожиданий не оправдывает.

Никаких оваций после просмотра. Тихое недоумение критики, скромно замалчивающей очевидные промахи из уважения к громким именам. Но вполне благосклонного внимания слабого пола не отнять: еще бы, снова на большом экране душка Лео. Короче говоря, классический дамский хит сезона.

Но тех, кто помнит роман, все два с лишним часа мучает вопрос, когда он успел превратиться из печального размышления о судьбах поколения в сопливую мелодраму, какой ее представил режиссер. Масса компьютерной графики, блескучей, 3Dшно-вычурной и по-лурмановски роскошной (правда, вспоминая "Мулен Руж", во многом вторичной), все эти цветочки, салют из конфетти и разнообразная dolce vita, особенно современная музыка на фоне эпохи 1920-х, как сознательный анахронизм – в общем, вся постмодернистская эстетика, прямо-таки ранящая глаз - главная аудиовизуальная основа фильма. И сделано все весьма искусно, спору нет.

А с литературной основой знаменитый австралиец не справился. Во-первых, все, что происходит помимо карнавала, довольно скучно. Фицджеральд не писал историю любви "нового американца" к тупой блондинке, которую, кстати, дико переигрывая, изображают Ди Каприо с Маллиган. Его знаменитый роман - манифест "потерянного поколения". Он далеко не столь романтичен, как рисует воображение Лурмана, во всяком случае, кровь с любовью Фицджеральд не рифмует. "Великий Гэтсби" начисто лишен соплей, которыми почему-то насытил ленту режиссер, к слову, кастрировав всю военную тему. Однако, поскольку с первоисточником мало кто знаком (люди до 30 составляют основную аудиторию кинотеатров), а уж предыдущую экранизацию 74-го года с Рэдфордом вообще никто не помнит, - есть шанс, что после нового "Гэтсби" какая-нибудь барышня откроет для себя культового американского автора первой половины прошлого века и убедится, что это очень грустная история о людях, не переживших мировую катастрофу.

Хели (Heli), Мексика, 2013

Режиссер: Амат Эскаланте

Основной конкурс

Первым в борьбу за "Золотую пальму" вступил фильм молодого мексиканского режиссера (третья картина в карьере) о тяжелой жизни люмпенов, гангстеров и борцов с наркомафией. Для любого малораскрученного автора из Латинской Америки само участие в программе Канн – ступенька в карьере. Но почему был отобран именно этот фильм, для меня загадка. Ни с кинематографической, ни с режиссерской точки зрения фильм, названный по имени главного героя, из себя ничего особо любопытного не представляет. Это совершенно откровенная "чернуха", снятая в манере документального повествования, интересное лишь тем, как детально сняты сцены жестоких, прямо-таки бесчеловечных пыток и убийств. У нас такое кино называется авторским и было очень популярно в конце 90-х.

У Хели есть жена, ребенок, папа и сестра Эстрела 11 лет. У нее есть 17-летний бойфренд. То, что в этом возрасте бедняки вступают в половые отношения, мало кого волнует. И вот однажды жених Эстрелы ворует наркотики, принадлежащие местным мафиози и прячет в доме невесты, то бишь Хели. За это гангстеры нападают, похищают, страшно мучают и убивают основных персонажей, включая домашних животных. Okay, других вариантов в таких сюжетах и не бывает. Но зачем это снимать, нет, вернее так - зачем только это, для меня так и не прояснилось до самого финала. Ну, вот такие страшные порядки в мексиканской глубинке, все друг друга мучают, жгут, вешают и расстреливают почем зря, люди отупевают, полиция бездействует, прямая кишка, из которой нет выхода. Хочется спросить – ну и что дальше?

Мне идейно близка эстетизация уродства как прием, трэш – как средство от профанации и лекарство против пафоса, но в "Хели" этого нет. Зато есть стресс от первого до последнего кадра и кошмары по ночам у слабонервной публики.

Да, мы в курсе, всем живется очень плохо, кто еще не умер – умрет в следующем фильме. Но когда юмора – ноль, обаяния герои лишены еще до рождения, сочувствовать решительно некому и т.п., хочется спросить, не является ли подобный сюжет отражением внутреннего мира автора. Или это, напротив, социальный протест, живописание язв общества, но тогда зачем столько усилий, декорации, постановка, актеры? Криминальную хронику и так показывают каждый день с утра до вечера.

Обычно в каннской программе столь лобовые социальные фальшаки не котируются, это удел куда более политизированного Берлина или разного рода спецпрограмм. Что примечательного увидели отборщики в "Хели" я так и не понял и сильно подозреваю, что сыграл фактор представительства от континента.

Впрочем, в конкурсе еще достаточно фильмов, если и не более оптимистичных, то куда более высокого кинематографического уровня. О них в следующих обзорах.

## AP ©

Выбор читателей