Возить пассажиров будут по общим правилам

Владельцев автобусов и грузовиков обяжут соблюдать нормы, установленные для транспортных компаний. В правительстве верят, что это поможет снизить аварийность на дорогах и уменьшить число жертв ДТП

В среду, 7 декабря, депутаты Государственной думы РФ на заседании рассматривают правительственный законопроект об ужесточении правил пассажирских перевозок. Документ, подготовленный еще в мае этого года, вносит поправки в ст. 20 федерального закона "О безопасности дорожного движения". Нововведения призваны унифицировать требования по безопасности перевозок, которые выдвигаются к юридическим лицам, частным предпринимателям и обычным гражданам, владеющим автобусами и грузовиками.

Фото: Anton Belitsky/ Global Look

Поправки уточняют трактовку терминов "пассажир" и "груз" - раньше на этой почве возникало множество разночтений. Среди новых требований к водителям появится обязательное прохождение технического обслуживания транспорта в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, установка тахографа, страхование транспортного средства и соблюдение норм по управлению транспортом в непрерывном режиме без отдыха. Придерживаться новых правил обязаны будут абсолютно все перевозчики, вне зависимости от своего статуса.

Законопроектом также предусмотрено внесение поправок в Кодекс об административных нарушениях. К примеру, за несоблюдение интервалов непрерывного управления и перерывов в управлении владельцев автобусов и грузовиков предлагается штрафовать на сумму от 3 до 5 тыс. рублей. За более грубые нарушения водителям запретят заниматься извозом на срок до трех лет. При этом деятельность юрлиц и индивидуальных предпринимателей могут приостановить на срок до 90 суток.

Закон должен вступить в силу через год после его официального опубликования, чтобы транспортные компании и частные владельцы имели достаточно времени на приведение своих машин в надлежащий вид.

В пояснительной записке к документу говорится, что в прошлом году в России выросло число аварий по вине водителей автобусов. В них погибли 142 человека - на треть больше, чем в 2014 году. При этом число автобусов, принадлежащих частникам (440198), впервые превысило количество единиц транспорта, которые числятся за компаниями (437873). В то же время к индивидуальным перевозчикам формально не предъявляется никаких требований по безопасности.

"В Российской Федерации значительное количество грузовых автомобилей и автобусов на праве собственности или ином вещном праве принадлежат физическим лицам, которые осуществляют эксплуатацию этих автобусов и грузовых автомобилей на дорогах общего пользования, осуществляют перевозки пассажиров и грузов. Между тем какие-либо требования по обеспечению безопасности дорожного движения для указанных физических лиц не установлены", - отмечается в документе.

Это упущение привело к множеству трагедий на дорогах, в частности - к недавней автокатастрофе на трассе Ханты-Мансийск - Тюмень, жертвами которой стали 12 человек, а также к аварии в Чечне в июле 2015 г., в которой погибли десять человек. При этом водителей редко привлекают к административной ответственности, а суды чаще всего встают на сторону перевозчика. Лицензии же у транспортных компаний и вовсе отзывают лишь в исключительных случаях.

По мнению членов правительства, ужесточение требований к безопасности и распространение их на всех участников дорожного движения позволит снизить аварийность и уменьшить число жертв ДТП. В то же время депутаты и общественные активисты в эффективность поправок не верят.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев назвал отечественные законы о перевозке детей лучшими в мире. Ужесточать их смысла нет. По его словам, трагедия, подобная ханты-мансийской, произошла в силу "стечения обстоятельств, которое законом не отрегулируешь".

Член комитета Государственной думы по транспорту и строительству Олег Нилов обратил внимание на неудовлетворительное состояние дорог как на одну из частых причин смертельных ДТП. "Сегодня необходимо незамедлительно принимать программу реконструкции дорог, которая позволит максимально разделить встречные потоки и минимизировать вероятность выезда на встречную полосу", - отметил депутат.

Выбор читателей