Немного рока в холодной стране

Читать в полной версии →
"Стиляги" Валерия Тодоровского вернули в наше кино давно забытую струю искрящейся радости и музыкального безумия, характерного, пожалуй, лишь для комедий с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой

Стиляги
Россия, 2008
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Оксана Акиньшина, Антон Шагин, Максим Матвеев, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Олег Янковский, Екатерина Вилкова, Евгения Хиривская, Ирина Розанова, Алексей Горбунов



ФОТО: stilyagifilm.ru



Фильм, который вместе с выходящим на экраны в Новый год "Обитаемым островом" позиционируется как "проект года", решил не стал ждать расслабленную праздниками публику и стартует в кинотеатрах 25 декабря.

У Валерия Тодоровского получилась если и не бомба, то столь яркий салют, что мало кому удастся равнодушно пройти мимо. Изначальный скепсис, который порождает рекламная нарезка, идущая по телевидению, пропадает буквально с первых кадров.

Во-первых это мюзикл – редкий жанр в отечественном кино, хотя от этого не менее любимый публикой. Во-вторых, это антисоветский или, более широко, антитоталитарный мюзикл, то есть кино со смыслом, причем довольно серьезным и ценным. В-третьих, фильм обращен как к нынешнему поколению, не нюхавшему "коммунистического духа", так и дает богатую пищу для воспоминаний старшему поколению.

Главная "фишка" этого кино в том, что, хотя речь идет о так называемых "стилягах" хрущевской поры, весь звуковой ряд состоит из шлягеров рок-групп так называемой "красной волны" 80-х – начала 90-х. "Бригада С", "Кино", "Наутилус", "Чайф", "Ноль", "Браво" в исполнении самих актеров в джазовой аранжировке Константина Меладзе, который сделал сквозной темой "Восьмиклассницу" Цоя, звучат столь же неузнаваемо, сколь и ностальгически в заданном контексте, как звучали ритмы Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи на ресторанных или цирковых площадках послевоенной Москвы, куда точно так же вламывались серые комсомольцы-дружинники, в застой гонявшие "волосатиков" с электрогитарами с одной "Камчатки" на другую.

Эта массированная контаминация смыслов и звуков двух в чем-то противоположных (стиляги 50-х проиграли свою борьбу за независимость начисто и были смыты мутным потоком официоза, а рокеры – выиграли), хотя с идейной точки зрения вполне сопоставимых эпох и составляет ауру фильма, привнося в наше кино давно забытую струю маниакального веселья, искрящейся радости и музыкального безумия, характерного, пожалуй, лишь для комедий с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой.


Фото: stilyagifilm.ru

Количество сознательных цитат, прямых визуальных отсылок и просто копирования манеры лучших образцов жанра тут просто зашкаливающее, но это не пародия и не постмодерн. Это образец чистого жанра американского мюзикла с элементами гротеска, т.е. зверь в новейшем русском кино невиданный.

В "Стилягах" рассказана вполне внятная лавстори, слегка затянутая (фильм идет 2 часа), но в силу симпатичного юмора и иронии вовсе не утомляющая. К тому же, не во всяком фильме увидишь такое количество красивых девушек, раскрашенных, как новогодние открытки, не говоря уж об обнаженной Оксане Акиньшиной, сменившей имидж "плохой девчонки" на лихой макияж в стиле pin-up.

Возможно ностальгирующие по Совдепу граждане, которых в последнее время развелось как тараканов, обвинят создателей фильма в преувеличениях, "очернении" и схематизации, поскольку атмосфера в "Стилягах" сознательно утрированная, страна наша слегка вымышленная. Но как раз в этой отвязности передано настроение тех 20-летних, живущих при любом строе, которые не хотят идти в ногу.

Идея Тодоровского, что именно благодаря тем, кто не боится выглядеть клоуном, мы все до сих пор не превратились "в стадо жлобов", и столь явный оммаж русскому року сами по себе заслуживают уважения.

Пожалуй, это первый фильм, где "красная волна" провозглашается аутентичным национальным культурным феноменом как в музыкальном, так и в поэтическом смысле. Кроме того, стоит сказать, что несмотря на все попытки сделать современное кино безликим и "продюсерским", почему-то, когда за дело берется достойный режиссер, по крайней мере в нашей стране, где таких людей можно посчитать по пальцам, – эффект соответствующий. Именно этих людей надо пестовать, давать им бюджеты и преференции, чтобы хотя бы раз в год можно было увидеть кино, в финале которого зрительный зал разражается аплодисментами. Вполне заслуженными.

В прокате с 25 декабря

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей