45-й президент США Дональд Трамп продолжает неудержимо крушить американские устои. "Разобравшись" с проблемой мигрантов, Obamacare и системой утверждения кандидатур министров Сенатом, новоиспеченный глава самого мощного в мире государства добрался до его святая святых - доллара.
Фото: Aude Guerrucci/ Consolidated News Photos/ Global Look
Одним из важнейших заявлений Трампа на минувшей неделе стал непрозрачный намек на то, что с сильным долларом, являющимся результатом многолетней политики ФРС США, необходимо покончить. По словам президента, доллар излишне укрепился относительно китайского юаня ("недооцененный юань" - одна из любимых тем республиканца, когда речь заходит о мировой экономике). В свете чего появляются основания полагать, что при Трампе, который настроен вести с Китаем как минимум экономическую войну, политика сильного доллара может быть пересмотрена.
К этой политике Федеральный резерв первоначально прибег в 1995 г. в ответ на резкий рост доходности внешнедолговых облигаций США, чтобы успокоить держателей и покупателей американских ценных бумаг.
По словам валютного аналитика Rabobank Джейн Фоли, стремление Трампа покончить с сильным долларом вполне объяснимо, так как любая экономика, не демонстрирующая заметного роста и столкнувшаяся с низкой инфляцией, выигрывает от слабой национальной валюты.
В то же время формулировка, которой предпочитает придерживаться Трамп, выглядит излишне упрощенной и не учитывающей роль США и доллара в мировой экономике и мировом финансовом обращении. В связи с чем совсем не очевидно, что ослабленный доллар приведет исключительно к положительным последствиям в виде стимулирования товаропроизводства внутри США.
Напротив, не стоит забывать, что Соединенные Штаты являются обладателями крупнейшего в мире внешнего долга, а ослабление доллара повлечет за собой снижение интереса к американским облигациям и их массированной распродаже. В свою очередь, любые резкие движения на рынке внешнего долга для США крайне неприятны.
Ослабление доллара может осуществляться за счет вливания в экономику страны значительных объемов напечатанных денег, что само по себе является инфляционным фактором. Между тем экономика США в настоящий момент находится на подъеме, а ФРС повышает ставки и ужесточает денежно-кредитную политику, что в свою очередь ведет к подорожанию доллара.
На этом фоне главный вопрос - кто победит: Трамп с доводами о слабом долларе или Федрезерв, не спешащий ослаблять американскую валюту?
Рискнем предположить, что с "убеждением" ФРС у Трампа возникнут заметные сложности. Дело в том, что, будучи эмиссионным центром страны, Федрезерв является не государственной, а частной структурой, подчиняющейся своему председателю.
Единственное, что может сделать Трамп в ситуации, когда противоречия между исполнительной властью США и ФРС принимают все более принципиальный характер, - это отказать в переназначении нынешнему председателю Джанет Йеллен.
Однако кардинально это не изменит ситуацию, так как ФРС будет вольна выбрать другого устраивающего ее председателя без оглядки наверх.
Таким образом, можно сделать вывод, что окончательно вмешаться в процесс принятия решений по денежно-кредитной политике Трампу, скорее всего, не удастся. А это значит, что ослабить доллар он не сможет, по крайней мере, в обозримой перспективе.