В последние рабочие дни этой недели вялотекущее снижение мировых нефтяных цен обернулось их резким обвалом. Так, на Межконтинентальной бирже (ICE) стоимость нефти марки Brent впервые с ноября прошлого года рухнула ниже отметки в $47 за баррель. Фьючерсы с поставкой нефти в июле 2017 г. опустились на отметку $46,91 за баррель. В последующем, ценам удалось несколько скорректироваться, но вернуться за отметку в $50 за баррель они уже не смогли.
Фото: Michael Baumgartner/ dpa/ Global Look
Поводом для обвала послужило заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что Россия по-прежнему не приняла решения - продлевать или нет сделку с ОПЕК, в рамках которой мировая добыча была сокращена на 1,8 млн баррелей в день с целью сбалансировать рынок и вывести его из затянувшегося пике.
Последовавшие за этим заявления главы Минэнерго РФ Александра Новака о том, что Россия "склоняется к продлению соглашения", не остановили обвала котировок.
Вместе с тем обвалившее рынок заявление Пескова стоит расценивать скорее как повод, а не как причину обвала. Судя по тому, что цены падали на фоне достаточно крупных объемов продажи нефти, на рынок одномоментно было выброшено весьма значительное количество черного золота.
И именно этот момент может свидетельствовать о том, что удержанию стоимости барреля на его нынешних уровнях приходит конец, а впереди маячит новый виток снижения, со всеми вытекающими последствиями.
Столь резкий обвал цен, скорее всего, означает, что на рынок были выброшены "физические" (реально существующие) запасы, в огромных количествах хранящиеся непосредственно в танкерах.
Идея хранить нефть в трюмах кораблей, предназначенных не для складирования, а для перевозки черного золота появилась несколько лет назад, когда спрос на черное золото сократился, а его мировые запасы продолжили нарастать. Наземные хранилища просто не могли вместить в себя такое его количество, и для того, чтобы не "глушить" скважины, производители нефти принялись фрахтовать танкеры в качестве плавучих резервуаров.
Подобный способ хранения отнюдь не дешев, и все надежды владельцев этих запасов возлагались на ожидание роста мировых цен после соглашения стран ОПЕК и примкнувших к ним независимых производителей (ОПЕК+) о сокращении добычи.
Массовый выброс "танкерной" нефти на рынок может означать только одно: ее владельцы больше не питают надежд на возможность продать свой товар в будущем по более высокой цене, и аренда "плавучих хранилищ" становится для них разорительной. Судя по тому, что все произошло после заявления Пескова, косвенно указывающего на то, что нового соглашения ОПЕК+ может и не быть, подобная версия кажется очень похожей на правду.
Довольно интересную версию происходящего высказали аналитики банка Morgan Stanley, полагающие, что речь идет о большой игре членов ОПЕК и примкнувших к ним. Судя по последнему докладу экспертов Morgan Stanley, ОПЕК вступила в гибридную войну за глобальный рынок нефти. В ходе этой борьбы они формально соблюдают взятые на себя обязательства по сокращению добычи, но при этом продолжают заливать рынок нефтью, добытой ими в рамках новых квот, дополняя сократившиеся поставки "танкерными запасами". В итоге поставки нефти ОПЕК вовсе не сокращаются пропорционально сокращению добычи. Тем самым ОПЕК+ пытаются сохранить за собой рынок, не допустив его перехода под контроль американских сланцевых компаний.
Приведет ли все это к новому витку снижения нефтяных цен, и как следствие – ослаблению российского рубля?
До последнего времени считалось, что соглашение ОПЕК+ будет продлено и это станет залогом роста, или как минимум, сохранения нынешних цен. Сегодня такой уверенности уже нет.
"То, что происходит сегодня, - это еще не падение, это краткосрочная техническая продажа, - пояснил "Утру" аналитик Золотого монетного дома Дмитрий Голубовский. - Падение должно быть во втором полугодии".
По словам эксперта, ОПЕК+ не уберет перепроизводства, потому что американские компании тупо наращивают добычу. "Раньше я думал, что нефть вырастет под ОПЕК+, но они заболтались, - добавил Голубовский. - Давали новостные поводы к тому, что могут не договориться. Поэтому в итоге случилось то, что случилось".
Происходящее сегодня на рынке нефти не может не сказаться на российском рубле. Аксиомы, предполагающей, что падение/рост стоимости барреля ведет к падению/росту курса рубля, пока еще никто не отменял. Следовательно, в скором времени он вполне может последовать за нефтью.
"Что до рубля, то он все равно, даже после последнего падения, экстремально дорог по отношению к нефти, - отметил Голубовский. - Если я прав, что скоро последует коррекция широкого рынка, и от рубля надо избавляться".