Бархатный киносезон

Любопытно будет взглянуть на Одри Тоту в новом фильме, а также посмотреть культовую ленту аниматора Миядзаки, которого критики зовут "японским Диснеем"

С московской киножизнью этой осенью творится что-то невероятное: небывалый по количеству шумных арт-хаусных премьер сезон завершится в ноябре сразу двумя фестивалями – тридцать шестым японским и третьем французским. Причем если "Японафест", несмотря на свой уже солидный возраст, все еще сохранил за собой статус фестиваля почти эксклюзивного, для "киногурманов", то "Французское кино сегодня" всего за три года своего существования из маленького скромного фестиваля столичных "франкофонов" превратился в громкое коммерческое событие.

И вот чем это объясняется.

В конце октября представитель Unifrance (ассоциации, занимающейся продвижением французского кино по всему миру) Жоэль Шапрон сообщил московским журналистам, что на сегодняшний день французский кинематограф занимает второе (после Голливуда) место в российском прокате, а его рыночная доля составляет где-то 5-8%. Причем специалисты Unifrance не исключают, что доля эта будет постоянно расти: ведь если в 2001 году в российский прокат всего вышло двадцать шесть французских картин, то уже за 10 месяцев 2002 – тридцать!

Успешнее всех из числа этих тридцати в российском прокате оказались "Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра", "Братство волка", "Амели", "Полный привод", "Ямакаси" и "8 женщин". По приблизительным данным прокатчиков (точных цифр по регионам у специалистов Unifrance нет), эти картины посмотрели в России порядка 2,5 млн. зрителей – а это около 4% мировой аудитории французского кино. К тому же, без лишних цифр, о рентабельности французского кино в России говорит и оперативность российских дистрибьюторов, с которой они только за два прошедших месяца выпустили на московские экраны целый ряд самых свежих французских картин, таких, например, как "Интимные сцены" Катрин Брейя, "Птицы" Жака Перрена и "Рядом с раем" Тони Маршалла... Более того, по словам Шапрона, несколько крупных российских компаний-прокатчиков европейского кино уже начали осваивать новую для нашей страны практику покупки фильмов, находящихся еще на стадии производства...

Понятно, что фестиваль "Французское кино сегодня" самым естественным образом включился в этот коммерческий механизм: все 7 фильмов программы нынешнего года абсолютно новые, даты их французских премьер – от 27 марта до 25 декабря 2002 года. К примеру, картина "Без памяти" (Novo) Жан-Пьера Лимозена выйдет на московские экраны более чем за месяц до парижской премьеры. Откроется фестиваль 21 ноября в кинотеатре "Пушкинский" новой картиной Берни Бонвуазена "Бланш" (Blanche) – приключенческой комедией с участием супружеской пары Кароль Буке и Жерара Депардье – и продлится до 24 ноября в Большом зале ЦДЛ. Двумя главными сенсациями нынешней программы обещают стать режиссерский дебют актера Венсана Переза "Шкура ангела" (Peau d’ange), романтическая драма с участием Катрин Силла, а также бенефис Изабель Юппер – "Жизнь обетованная" (La vie promice) Оливье Даана, по жанру, указанному в коммюнике – road movie с элементами психодрамы.

Любопытно будет также посмотреть на Одри Тоту, сыгравшую главную роль в романтической истории Летисьи Коломбани "Любит – не любит" (A la folie du tout), тем более что на последнем венецианском биеннале Mostra59 звезда "Амели" и "лучшая надежда Франции ’99" с "Испанской гостиницей" Стивена Фрирза потерпела, как известно, полное фиаско...

Завершат французский фестиваль комедии "Моник" (Monique) Валери Гиньабоде и "Целуй кого хочешь" (Embrasses qui vous voudres) Мишеля Блана с участием Шарлотты Рэмплинг и опять-таки Кароль Буке. Все картины после 24 ноября выйдут на столичные экраны, а главной задачей фестиваля, безусловно, станет их продвижение на российском рынке: в духе лучших кинофорумов категории А представлять свои фильмы московской публике в этом году приедут Мишель Блан, Венсан Перез, Изабель Юппер и Одри Тоту...

Совсем иначе дело обстоит с Фестивалем японского кино: 36-й по счету столичный "Японафест" продлится всего два дня – с 22 по 24 ноября, – и ни один из его программных фильмов не выйдет на широкие экраны. По всей видимости, пока у наших прокатчиков хватает духу разве что на самых раскрученных за последние 15 лет фестивального движения азиатов: Китано, Миике, Имамуру да Курасаву...

Между тем японцы, как бы сами они не сетовали на якобы плачевное состояние своей киноиндустрии, из года в год снимают отменное кино, за что и пользуются огромной популярностью в Европе. Особенно на таких громких кинофорумах как Роттердамский, Локарно и Брюссельский фестиваль фэнтези, где они не только регулярно участвуют в конкурсных программах, но и проводят ретроспективы своих самых уважаемых мастеров.

В России же японское кино в основном, минуя прокат, выходит сразу на видео, причем чаще всего это либо коммерчески успешные, "проверенные" киношедевры, вроде "Звонков" Хидео Наката, либо третьесортные боевики никому не известных режиссеров. Авторского японского кино на российском рынке днем с огнем не сыщешь: даже такого прославленного японского авангардиста как Шинья Цукамото отечественные прокатчики почему-то упорно обходят вниманием... Но, слава Богу, случаются время от времени и в нашей "культурной провинции" праздники, и изголодавшиеся по качественному азиатскому кинематографу столичные синефилы получают-таки возможность посмотреть на широком экране и с хорошим звуком изысканное и экстравагантное кино Страны восходящего солнца.

Что касается программы нынешнего "Японафеста", то она, в отличие от экстремально жестокой программы прошлого, 35-го фестиваля, шокировавшей зрителей деклассированными тетками-убийцами, ходячими трупами и экзотической эротикой, включает в себя пять вполне миролюбивых картин: фантастическую сагу Такаши Ямадзаки "Шалопаи", биографическую комедию Кането Синдо "Актер" (киноповесть о судьбе японского актера Тайдзи Тоноямы, сыгравшего в кино более 250 эпизодических ролей), приключенческую новеллу Ёдзи Ямада "Пятнадцатилетний", грустную философскую мелодраму Тэцуо Синохара "Первая любовь" и культовую ленту выдающегося японского аниматора Хайяо Миядзаки "Унесенные призраками" – шикарное мультипликационное зрелище, за которое кинокритики прозвали режиссера "японским Диснеем".

Все картины-участники Фестиваля японского кино будут демонстрироваться исключительно в киноклубе ЦДП "35ММ".

Выбор читателей