Творцы свободного падения

131 год назад родился Глеб Евгеньевич Котельников – изобретатель ранца для парашюта свободного действия. Он назвал изобретение "спасательный прибор", а позднее переименовал в "РК-1" (Русский, Котельникова, модель первая)

В детстве я страстно мечтал прыгнуть с парашютом. И вот однажды залез на крышу сарая с тайно позаимствованным у мамы зонтом, раскрыл его и с душераздирающим воплем спрыгнул вниз. Мне повезло – я ничего не сломал, только отбил пятки. Зонтик, конечно, вывернулся наизнанку и пришел в негодность, за что я получил ремнем по попе. Но несмотря на полученные травмы, я продолжал лелеять заветную мечту: вот вырасту и обязательно стану парашютистом! Увы, этому не суждено было сбыться. Очередное свободное падение – на сей раз с довольно высокого дерева – превратило меня в один несчастный день в человека, одержимого страхом высоты. На всю жизнь. Какой уж там парашют! Тем не менее, нереализованное желание порой давало о себе знать, причем иногда в необычных формах. Так, я несколько месяцев встречался с девушкой только потому, что ее отец был испытателем парашютов. Нравилась она мне не очень, но я горел желанием заполучить в родственники этого героического человека. К счастью для меня (и особенно для девушки), мы расстались...

Я не мог не вспомнить о своей детской мечте сегодня. Потому что в этот день 131 год тому назад родился Глеб Евгеньевич Котельников – человек, который изобрел ранец для парашюта свободного действия.

...Существует легенда, что китайский император Шунь прыгнул с чердака объятого пламенем дома с помощью двух больших шляп, сплетенных из камыша. Есть история о некоем монахе Оливье, который в середине XI века спускался на неизвестном аппарате с башни монастыря. Сохранился рассказ испанского путешественника, побывавшего в одном из негритянских племен: "Нам разостлали на земле звериные шкуры, и мы по приглашению вождя уселись. Вождь сел рядом с нами, указывая жестом на холм и что-то быстро объясняя. Тут мы увидели, как на этом холме появилось несколько человек с большими зонтами из пальмовых ветвей. И вот, по знаку вождя стоящий около него негр ударял в большой длинный барабан, и каждый раз по этому сигналу один за другим с обрыва прыгали люди, держа в руках зонты, и опускались на зеленую лужайку при шумном одобрении вождя и его свиты".

Официально считается, что впервые разработал конструкцию аппарата, замедляющего падение, Леонардо да Винчи. "Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, – писал великий итальянец в 1495 году, – каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности". Здесь же приведен эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды. Нечто похожее на аппарат Леонардо да Винчи сконструировал в начале семнадцатого века другой итальянский ученый – Фауст Веранчино. А впервые воспользовался подобной конструкцией заключенный в крепость француз Лавен. Решив бежать, он сшил из простынь шатер, прикрепив внизу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился. Француз Жану Думье в 1777 году был приговорен к смертной казни, которую пообещали отменить в том случае, если он согласиться испытать летающий плащ профессора Фонтанжа. Думье прыгнул с крыши тюремной башни и остался жив. Удачные опыты спуска грузов осуществил один из будущих изобретателей воздушного шара Жозеф Монгольфье – он сконструировал аппарат, с которым сам совершил удачный прыжок с крыши сарая. В декабре 1783 года выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении Луи Себастьян Ленорман. Он-то и назвал изобретение "парашют" (фр. – "parachute"). Его парашют имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев.

Впервые в качестве средства страховки использовал парашют известный французский воздухоплаватель Жан Пьер Бланшар в 1784 году. Он добавил к воздушному шару некую конструкцию с куполом и жесткими спицами. Парашют Бланшара висел под шаром полностью раскрытым. И хотя самому Бланшару не пришлось им воспользоваться, идея использовать приспособление как надежное средство спасения оказалась плодотворной. Соотечественник воздухоплаватель Андре Жак Гарнерен удалил из конструкции ненужные спицы. Он подвесил под шаром мягкий купол парашюта, сшитый из шелковой ткани. Корзина, в которой находился воздухоплаватель, прикреплялась к стропам парашюта. На четырех центральных стропах висел легкий деревянный обруч, который не позволял кромке купола смыкаться и облегчал процесс раскрытия парашюта. Для того чтобы отделить парашют, следовало перерезать веревку, соединявшую его купол с баллоном шара. Прежде чем совершить прыжок, Гарнерен несколько раз проверял действие парашюта, сбрасывая животных.

И вот 22 октября 1797 года Гарнерен впервые в истории человечества совершил прыжок с парашютом с аэростата. "Мрачная тишина царствовала среди собравшихся, интерес и тревога были написаны на лицах. Достигнув высоты 600 метров, он обрезал веревку, соединявшую его парашют и корзину с аэростатом; аэростат взвился вверх, и парашют, под которым был подвешен гражданин Гарнерен, стал быстро опускаться. Он так сильно раскачивался, что крик ужаса вырвался у присутствующих и слабые женщины упали в обморок. Тем временем гражданин Гарнерен, опустившись в поле, сел на лошадь и вернулся в парк Монсо, в гущу бесчисленной толпы, бурно выражавшей свое восхищение талантом и смелостью этого молодого аэронавта", – писал очевидец.

Гарнерен прыгал с парашютом несколько десятков раз и обучил этому искусству своих близких, в том числе племянницу Елизавету. Она совершила около шестидесяти прыжков и вошла в историю как первая парашютистка, а парашют Гарнерена многие десятилетия использовался воздухоплавателями разных стран почти без изменения, хотя имел существенный недостаток – у него постоянно раскачивался купол при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году Коккинг создал парашют в виде опрокинутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. Коккинг погиб. Тогда другой ученый – Лаланд предложил делать отверстие для выхода воздуха из-под купола в традиционных системах парашютов. Этот принцип применяется во многих системах парашютов до наших дней.

Но когда в двадцатом веке начала бурно развиваться авиация, потребовались парашюты иной конструкции, поскольку старые приспособления были громоздки. В 1911 году русский изобретатель-самоучка Глеб Котельников зарегистрировал свое изобретение – парашют, который имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо (уже потом жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп). Первое испытание своего парашюта Котельников провел 6 июня 1912 года в лагере воздухоплавательного парка в деревне Салюзи (позднее переименована в Котельниково). Манекен весом 76 кг с надетым парашютом сбросили на высоте 250 м из корзины аэростата. Испытание прошло успешно. Вначале конструктор назвал свое изобретение "спасательный прибор", а позднее переименовал в "РК-1" (Русский, Котельникова, модель первая). Глеб Евгеньевич Котельников умер в 1944 году в возрасте 72 лет; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Выбор читателей