Россиянам уготована жизнь в кредит

В России ожидается стремительный рост системы потребительского кредитования и ипотеки. Это связано с расширением инвестиционных возможностей и уменьшением стоимости заимствований

Что бы ни говорили злопыхатели, но уровень жизни значительной части населения России в последние годы значительно возрос и, как утверждают эксперты, это не предел. Несколько лет "нефтяного рая" и политической стабильности наконец-то дали многим россиянам возможность обеспечить себе более или менее достойный (по российским масштабам) уровень жизни.

Поредевший после августа 98-го средний класс вновь начал заметно увеличиваться в числе, а его потребительские запросы – в объемах. В связи с этим многие эксперты сходятся во мнении, что современная Россия стоит на грани грандиозного потребительского бума, через который уже прошло большинство наиболее развитых стран. Более того, по всем расчетам, этот бум не ограничится одним лишь ростом предложения потребительских товаров и услуг. Ожидается, что он будет сопровождаться революционными изменениями в ряде смежных сфер экономики, прежде всего в кредитно-финансовой и ипотеке.

До последнего времени именно ряд проблем в этих областях оставался фактором, сдерживающим потребительские возможности большинства россиян и, как следствие, "революцию" в данной сфере. И вот, похоже, лед тронулся... Как считают эксперты одной из ведущих мировых консалтинговых компаний Ernst & Young, в самом скором времени в России ожидается стремительный рост системы потребительского кредитования. Это связано с расширением инвестиционных возможностей и уменьшением стоимости заимствований. На сегодняшний день около 20 банков в России уже оказывают услуги по кредитованию покупок новых автомобилей и крупной бытовой техники. И тем не менее, это только начало: самый обширный рынок потребительских кредитов - рынок жилищно-ипотечного кредитования находится сегодня лишь на начальном этапе своего развития. По мнению экспертов Ernst & Young, в ближайшие 5- 7 лет развитие этого рынка перейдет в активную фазу.

Дешевые деньги

На сегодняшний день в России скопилось достаточное количество денег, которые не находят применения. Средства физических лиц на банковских счетах выросли с 304 млрд рублей в начале 2001 года до 649 млрд рублей в 2003 году, что представляет собой почти 60-процентный рост в реальном выражении. Банки пытаются получить по этитм деньгам хоть какую-нибудь доходность, что с каждым разом становится все труднее. За последние два года стоимость заемного капитала резко снизилась. С другой стороны, в последние два года для крупных российских компаний и банков начал открываться и международный рынок капитала, позволяющий привлекать займы по неуклонно снижающимся процентным ставкам. Таким образом, одной из основных сфер, где в ближайшее время могут активно поработать "дешевые" деньги, представители кредитных организаций видят сектор потребительского и ипотечного кредитования.

От телевизора к дивану, от дивана - к автомобилю

Если рассматривать сферу кредитования покупок товаров длительного спроса, то можно с уверенностью сказать, что потребительский бум в России уже начался. Что касается рынка бытовой техники, то здесь кредитные организации обосновались прочно и надолго. Средний срок возврата кредитов на покупку россиянами бытовой техники составляет 4-5 месяцев. На эти сроки российские банки могут выдать кредиты за счет собственной депозитной базы, не прибегая к привлечению средств со стороны. Как показала практика, спрос на эти услуги оказался более чем высоким. Год назад первопроходцы этого рынка ухитрялись кредитовать покупателей бытовой техники по ставкам, значительно превышающим стоимость заемных средств на рынке.

Несколько медленнее система кредитования развивается на рынке мебели. Во многом это связано с тем, что сети розничной торговли мебелью еще не достигли того уровня, на котором находятся торговцы бытовой техникой. Крупнейшая шведская мебельная компания IKEA с двумя мега-центрами в Москве для кредитования своих покупателей выбрала в качестве партнера "Дельта-Кредит" - специализированный банк потребительского кредитования с иностранным капиталом. Другим активным игроком на рынке финансирования покупок мебели является банк "Первое ОВК", который предоставляет кредиты в магазинах фирм "Три Кита" и "Гранд".

Наиболее интересным моментом в сфере потребительского кредитования является рынок автокредита, начавший активно развиваться с 2002 года. Поскольку займы на приобретение автомобилей обычно предоставляются на больший срок по сравнению с другими потребительскими кредитами (приблизительно на год-полтора), банкам-кредиторам, как правило, требуется доступ к внешнему финансированию. На этом рынке уже активно действуют около десяти крупных банков. Некоторые из них, как, например, "Русский Стандарт" или "Первое ОВК", выстраивают отношения с дилерами, продающими в основном российские автомобили. Другие, как, "Райффайзенбанк" или "Международный Московский банк", предлагают кредитование в основном для приобретения автомобилей иностранного производства.

Более длительные сроки возврата автомобильных кредитов для большинства банков уже не являются непреодолимым препятствием для выхода на этот рынок. Займы на срок полтора-два года, необходимые для рефинансирования выданных автокредитов, уже вполне доступны для банков на внутреннем рынке, не говоря уже о международных рынках заемного капитала.

Ложка дегтя

По мнению аналитиков, как бы ни снижались процентные ставки всех видов кредитования, российские потребители будут достаточно медленно менять свои привычки покупать за наличные или занимать у родственников и близких. С уверенностью в завтрашнем дне у жителей России пока еще достаточно тяжело. Синдром 1998-го, 1992-го и других "эпохальных" лет еще не скоро выветрится из сознания россиян.

Что касается продвижения потребительско-кредитной деятельности банков за пределы мегаполисов, то здесь также существует много вопросов. Приход специализированных банков потребительского кредита в регионы будет зависеть от региональной экспансии розничных сетей и развития карточных терминалов. По мнению экспертов Ernst & Young, в ближайшие три года розничные сети появятся только в городах с населением свыше миллиона человек. Это означает, что практически половина розничного рынка не будет охвачена ни одной программой. По оценкам компании, при наиболее оптимистичном развитии ситуации, к концу 2006 года около 20% покупок в секторе бытовой техники и автомобилей российского производства будут совершаться в кредит. В секторе новых иномарок - около 30% покупок.

Доходность кредитования, по всей видимости, снизится из-за конкуренции. По предварительным оценкам, к 2006 году все российские банки смогут зарабатывать на программах потребительского кредитования около $150-200 млн, преимущественно в секторе автокредитования. Это сравнительно небольшой рынок, который, по мнению экспертов, потребует инвестиций в региональные сети, систему обслуживания клиентов и систему получения проблемных долгов. На сегодняшний день большинство ведущих розничных сетей уже заключили соглашения с банками. Это значит, что потенциальные новые участники должны быть готовы к утомительной борьбе за долю рынка с уже существующими игроками.

Главное – это ипотека

И все же, каким бы привлекательным ни выглядел сегодняшний рост объемов потребительского кредитования, основным бизнесом в этой сфере должно стать ипотечное кредитование. По мнению экспертов Ernst & Young, примерно половина чистого процентного дохода, полученного в секторе российского потребительского кредитования в 2008 году, придется на долю ипотечных кредитов, и эта доля в дальнейшем будет продолжать увеличиваться.

Палки в колесах

Несмотря на радужные перспективы в сфере ипотечного кредитования, о прямых и ровных дорогах остается только мечтать. На данный момент в сфере ипотеки существует ряд проблем которые, по мнению аналитиков, могут быть устранены в ближайшие 5-7 лет. Первое и наиболее очевидное препятствие - это отсутствие в России по-настоящему "длинных" денег. Сроки ипотечных кредитов достаточно длинны, что порождает проблемы с привлечением средств для самих кредитных организаций. Три банка, выпустившие еврооблигации ("Альфа-Банк", "Газпромбанк" и МДМ), смогли разместить только трехлетние бумаги с валютной доходностью выше 10% годовых. Этого вряд ли достаточно, чтобы выдавать кредиты под 12% годовых на 10 лет.

Другой важнейшей проблемой является отсутствие ключевого законодательства в области ипотеки. В развитых странах ипотечные займы зачастую рефинансируются на рынке ипотечных ценных бумаг. Кредиторы объединяют закладные с аналогичными параметрами и выпускают обращаемые ценные бумаги под гарантию такого обеспечения. Это обеспечение обычно имеет высокую кредитную надежность, потому что оно подкреплено жилищным залогом. В России закон о ценных бумагах, обеспеченных закладными, находится на стадии разработки.

В последние два года объем ипотечных кредитов стремительно рос в процентном выражении, но с очень низкого начального уровня. По данным исследовательского агентства IRG, кредитный портфель банка "Дельта Кредит", контролирующего порядка 50% московского рынка ипотеки, в 2002 году удвоился, но в реальном выражении достиг всего $53 млн.

По мнению аналитиков, банки, активно работающие на рынке ипотеки, предоставили первоначальные ипотечные кредиты за счет собственных средств. Некоторые из них рефинансировали часть кредитов путем собственных заимствований на короткие сроки, в надежде на получение длинных займов после улучшения ситуации на рынке.

По наблюдениям экспертов Ernst & Young, для рефинансирования кредитов, выданных в последние два-три года под 12-15% годовых, рынок уже почти существует. Ожидания банков относительно снижения ставок на заемный капитал пока оправдываются.

Одной из проблем является то, что спрос на ипотечные кредиты по ставкам в 12-15% достаточно ограничен. По такой ставке большинство потенциальных клиентов по-прежнему будут продолжать снимать квартиру (в Москве годовая ставка аренды может составлять порядка 8-10% от стоимости для квартир без евроремонта) или брать в долг у друзей и родственников. Это значит, что при нынешнем уровне ставок банки могут столкнуться с недостатком спроса уже в следующем году.

Следовательно, для того чтобы рынок состоялся, ставки по ипотечного кредитования должны упасть ниже 10%. Это означает, что самим банкам придется занимать по ставке ниже 7% годовых на срок не менее 10 лет. Только в этом случае ставка по ипотечным кредитам станет сопоставимой со ставкой аренды, что безусловно повлияет на смену пристрастий клиентов. С учетом прогнозов ситуации на российском и международных кредитных рынках, подобное развитие событий выглядит вполне возможным.

Через тернии к кредиту

Сколь бы извилистым и тернистым не был путь потребительского кредита на российский рынок, перспективы его в России достаточно оптимистичны. Согласно прогнозам, ждать резкого ухудшения ситуации в российской экономике в ближайшие годы не приходится. Это обстоятельство и является главным условием для развития в стране полноценной системы потребительского кредитования, включая ипотечное. А значит, и существующие ныне проблемы, с которыми приходится сталкиваться кредиторам и заемщикам, будут решаться по мере формирования рынка.

Выбор читателей