Пахмутова: "И все продолжается бой…"

Народная артистка Советского Союза и лауреат всевозможных премий сегодня отмечает свой день рождения. Одному из самых крупных (несмотря на малый рост) советских композиторов исполнилось 75 лет




Как бы кто ни относился к творчеству Александры Пахмутовой, мало кто возразит: Пахмутова – это эпоха. Люди рождались под ее задорные комсомольско-молодежные песни и пляски и отдавали Богу душу под них же. Кто-то ностальгирует от первых аккордов саундтрека к фильму "Три тополя на Плющихе", кто-то умиляется хитам из "Девчат". Мало кто в курсе, что есть еще балет "Озаренность", но некоторые знатоки найдутся. Также граждане, часто бывающие за океаном, утверждают, что там весьма популярен "Концерт для трубы с оркестром". Им, конечно, слышней.

Поколению, которое родилось для длинных волос, повальной любви, цветов, наркотиков и фенечек, Пахмутова была символом двуличной и ханжеской Совдепии. С одной стороны - "Оркестр Махавишну" или Wether Report, а с другой – "Песня о тревожной молодости" или, того хуже, "Надежда". Зато почти вся страна пускала слезы под "ласкового Мишу", улетавшего в небеса. Почти вся, но не вся: некоторая ее часть помирала в это время в соседнем государстве, и им было не до "Миши" и "тревожной молодости". И те, кто в песках дружественной Афганщины отучились раз и навсегда пить горячий чай – даже на гражданке потом ни-ни, – вряд ли запоют когда-либо про "Геологов".

Такая судьба: кто боготворил, а кто плевался. Зато и с Братском прощались со слезами умиления, и усталые подлодки из глубины добирались до дома. И государственные награды находили своих героев идеологического фронта, поскольку песня помогала жить и строить социалистическое отечество.

Народная артистка Советского Союза и лауреат всевозможных премий никогда не была членом КПСС, говорит, что изо всех сил противилась этому. В одном из немногочисленных последних интервью юбиляр припомнила, что некоторым песням советская цензура не давала ходу. Так, например, "Песню о Ленине", написанную для русского хора, забраковали лишь из-за строчки "…Ильич прощается с Москвой…". объяснили, что Ленин не может прощаться со столицей, поскольку он навсегда в ней. Так песня до сих пор и лежит в столе.

Однако композитор Пахмутова, отмечающая сегодня свой 75-летний юбилей, не склонна к пессимизму. Ну и что, что "неформат", и песня про Бурейскую ГЭС не соберет благодарную аудиторию? Зато есть другие, которые исполняли и исполняют иногда: Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Александр Градский и другие звезды. Такая судьба: жить на стыке двух эпох.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 г. в поселке Бекетовка под Сталинградом. В три с половиной года начала играть на рояле и сочинять музыку. В 1943 г. Саша приехала в Москву, где была принята в Центральную музыкальную школу при столичной консерватории. Потом она училась в Московской консерватории у композитора и педагога Виссариона Шебалина. Аспирантуру Пахмутова окончила, защитив диссертацию на тему "Партитура оперы Глинки "Руслан и Людмила".

Выбор читателей