Интриганство "оранжевых" достигло апогея

В интервью "Yтру" председатель политсовета Партии регионов Украины Николай Азаров выразил обеспокоенность ходом подготовки к выборам. По его словам, "оранжевая" власть в плане интриг даст любому сто очков вперед




Эксклюзивное интервью с председателем Политсовета Партии регионов Украины Николаем Азаровым.

"Y": Конституционная реформа сделала Украину парламентско-президентской республикой. Тем не менее, в воздухе витает идея отменить реформу, вернув всю полноту властных полномочий президенту. Насколько реально такое развитие событий?

Николай Азаров: Отменить конституционную реформу невозможно. Она вступила в силу, и любые попытки ее отмены деструктивны. Ни одна политическая сила, за исключением ближайшего окружения президента, не заинтересована в отмене реформы. Не заинтересованы ни мы, ни коммунисты, ни БЮТ, ни социалисты. Поэтому кто ее будет отменять? Отменять некому. Реформа будет реализовываться. С учетом того, что сегодня власть пользуется минимальной поддержкой населения, очень рискованно идти на такие авантюры.

"Y": Крах "оранжевой" доктрины в ее экономическом преломлении предсказывали еще во времена Майдана. Что удерживает или спасает "оранжевый" менеджмент от дефолта?

Н.А.: На самом деле, после прихода "оранжевых" к власти появилась достаточно реалистичная программа, которую составили специалисты Мирового банка, ООН, наши экономисты. Ее назвали красиво – "Голубая лента". Фактически, она представляла собой продолжение того курса, который проводило правительство Януковича в 2003-2004 гг., и содержала набор мероприятий, которые мы разработали и планировали осуществить в 2005 и последующих годах: продолжение структурных реформ, налоговой реформы и т.д. Если бы г-н Ющенко подобрал в команду профессиональных исполнителей и реализовывал положения этой программы, то не очевидно, что было бы столь резкое падение производства и дела пошли бы так плохо. Суть проблемы в том, что внешнеполитический курс на конфронтацию с Россией сразу ухудшил нам экономическую ситуацию, связанную с поставками энергоносителей, и кооперацию с российским рынком. Второй серьезнейший фактор – популизм, стремление Тимошенко накачать социальные расходы, не подтверждаемые работой экономики. В-третьих, налицо абсолютный непрофессионализм в управлении, то есть отсутствие управленческой команды, которая оказалась неспособной реализовать не только такую достаточно сложную программу, как "Голубая лента", но и простые управленческие моменты. Президент дает команду, а она не исполняется. Правительство принимает решение, но оно не исполняется...

Из-под пера президента выходят просто непостижимые, уникальные документы. Президент накладывает свою резолюцию на документы, на которых не стоят подписи лиц, направивших их ему! Трудно представить, что такое может происходить в государстве. Представляете, каков уровень беспорядка и непрофессионализма? А в областных администрациях он еще выше. Если бывший торговец рыбой на базаре становится первым заместителем губернатора Луганской области, например, или бывший бармен превращается в замгубернатора, о чем можно говорить? Люди с подозрительным уровнем образования становятся министрами. Взять известный пример с министром юстиции. Никто так и не понял, есть ли у него высшее юридическое образование, как того требует закон. Это настоящий провал в кадровой политике.

К этому можно добавить политическое преследование тех, кто в свое время поддержал Януковича на президентских выборах. Преследовались конкретные бизнесмены. Наконец, Юлия Владимировна с присущей ей ретивостью занялась реприватизацией, объявив о списке из 3 тыс. предприятий, которые собираются забрать у владельцев и повторно продать. Этот список никто не видел, но представьте себе ощущения любого собственника после анонса такой программы деятельности. Будет он вкладывать деньги в свое производство или, наоборот, выводить из него средства и прятать их? У нас только за год на 25 млрд – с 75 до 50 млрд гривен – сократился объем инвестиций в основной капитал! Это ужасные цифры, которые характеризуют доверие бизнеса к этой власти. Недоверие к власти ведет к продаже прибыльного системного бизнеса. Например, были проданы два крупнейших, системообразующих, исключительно прибыльных и рентабельных банка – Укрсоцбанк и Аваль-банк: их хозяева решили, что лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе. Экономика валится не просто так, а в результате всех этих системных факторов, которые и ведут к фиаско.

"Y": "Газовая война" России и Украины вроде бы завершилась примирением. Между тем, Виктора Ющенко обвиняют в предательстве национальных интересов и личной выгоде от соглашений, достигнутых с российской стороной. Какова, на ваш взгляд, истинная подоплека газового конфликта?

Н.А.: Газовый конфликт укладывается в рамки стратегии общего конфликта с Россией, которая реализуется на Украине. В нее вписываются абсолютно все действия власти, включая блокаду Приднестровья, курс на ускоренное вступление в НАТО, проблемы с Черноморским флотом и т.д. Газовый конфликт – всего лишь производная от курса на конфликт с Россией.

"Y": Официальный курс направлен на конфронтацию с Россией. Как можно охарактеризовать позицию вашей партии в этом вопросе?

Н.А.: Мы предлагаем вернуться к практике нормальных отношений с Россией, как с соседом и главным стратегическим партнером, с которым мы в свое время создавали Единое экономическое пространство. Надо вернуться к реализации этого проекта, проводить дружественную политику по отношению к ней, не провоцировать конфликты. Вот, собственно говоря, "альфа и омега" отношений с соседней страной. Другое дело, я бы посоветовал российским властям не демонстрировать по каналам центрального телевидения картинку перекрытия заглушки на трубе, подающей газ на Украину. Проверять готовность к перекрытию трубы надо было спокойно, в технологическом режиме, не делая из этого информационного повода. Это недостойно такой великой страны, как Россия. Прискорбно, что отсутствует реальное понимание того, что в Украине есть серьезные политические силы, которые настроены на дружбу и долгосрочное стратегическое партнерство с Россией.

Россия должна в принципе определить свою стратегию с учетом интересов Украины. Переговоры России с НАТО должны, безусловно, учитывать интересы Украины – нельзя одновременно вести такие переговоры и критиковать Украину за ее стремление. Для критики нужны реальные поводы. По большому счету, Россия должна определиться, в чем состоят ее интересы. И нам эти интересы должны быть понятны. Чрезвычайно важным является то, что Россия должна понимать и интересы Украины: НАТО граничит с нами, хотим мы этого или нет.

Сейчас стало модно приводить в пример США и Канаду, у которых существуют прекрасные отношения даже при наличии определенных противоречий. И что же мешает установить такие отношения между Россией и Украиной? Ничего. Нужны политическая воля руководства двух стран и выработка соответствующей взаимной стратегии.

"Y": В середине января обострилась обстановка вокруг объектов Черноморского флота. Есть ли альтернатива прекращению базирования российского флота в Крыму после того, как истекут сроки аренды в 2017 году?

Н.А.: До 2017 года 11 лет. За это время еще столько воды утечет, может измениться геополитическая ситуация, поменяются политические руководители и подходы. А сейчас превалирует политическая риторика. Тема Черноморского флота – хороший повод для активизации и консолидации антироссийских сил на территории Крыма. "Оранжевая" власть, которая в основу своей политики заложила конфликт, пользуется ситуацией. Но эта власть не вечна, потому что ее политика противоречит коренным интересам Украины. Ясно, что со временем эта политика будет изменена.

По моему личному мнению, при таких темпах стагнации украинской экономики Украина будет неспособна защищать свои рубежи. Сейчас бытует оптимистичное мнение, что и защищаться не от кого. Ведь с точки зрения международного права Украина получила гарантии своего суверенитета от России и США после отказа от ядерного статуса. Но в мировой практике не бывало случая, чтобы гарантии помешали бы агрессору. Трудно определить, что будет через 11 лет, какая страна будет угрожать Украине. По границе есть территориальные претензии у Румынии. Вдруг и у поляков проснется желание вернуться к линии Керзона, вспомнить, что когда-то Киев входил в состав Речи Посполитой? Турция может вспомнить о территориях, которые утратила когда-то по договорам... Гипотетически предвидеть можно многое, кроме одного – конфликта между Россией и Украиной. Конфликт между братскими народами сам по себе имеет ненатуральный характер.

"Y": Прогнозы – дело неблагодарное. И все же, какой результат на выборах в Раду в Партии регионов посчитают оптимальным?

Н.А.: Мы ориентируемся на 34-36%. Это не завышенная или заниженная, а наша реальная оценка. Мы знаем, что власти планируют фальсификацию выборов, особенно на юго-востоке страны, и активно работают над реализацией этой программы. Здесь действует целый спектр. Загорелось перевести с русского на украинский язык списки избирателей. Где бы я ни был, люди сообщают о том, "забыли" их фамилии, написали их с ошибками, "пропустили" дома и целые кварталы. Все эти "ошибки" могут не позволить значительной доли населения на юго-востоке проголосовать, и проголосовать за нас, потому что это наш электоральный регион: по результатам соцопросов, в Донецкой области 75% поддерживают ПР, в Луганской – около 70%. То есть, отказ в праве проголосовать даже каждому десятому снизит нашу электоральную поддержку на миллионы голосов! Эта власть бездарна в области экономики, но в плане интриг даст любому сто очков вперед. Тут у них все продумано и четко работает.

Второй элемент, к которому они могут прибегнуть, это фальсификация самих данных. Сам бюллетень продуман так, что можно поставить еще одну галочку и признать бюллетень недействительным. Огромный вопрос вызывает формирование избирательных комиссий. Власть запустила на выборы более 20 партий, которые не наберут даже тысячи голосов избирателей. Они предназначены лишь для того, чтобы из их представителей были сформированы участковые избирательные комиссии – председатели, их заместители, секретари. Это открывает путь к прямому искажению результатов голосования на участках. Смотрите, что делается по зарубежным избирательным участкам. У нас в Приднестровье проживает более 60 тыс. граждан Украины. Ранее там было шесть избирательных участков. Власть ликвидировала их, сохранив только один – в Кишиневе, куда жители Приднестровья даже при всем желании не поедут. И после этого некий Марек Сивец, бывший секретарь Совета безопасности и обороны Польши, а ныне представитель ОБСЕ в Киеве, уже заявляет, что выборы в Украине очень приближены к европейским стандартам, то есть практически отвечают им. Интересно, в Голландии тоже искажаются фамилии избирателей и граждане тоже "исчезают" из списков целыми кварталами?

В отношении Украины Западом проводится очевидная политика двойных стандартов. Если бы то же самое делала наша власть в 2004 г., то уже стоял бы вселенский вой и все бы кричали о фальсификации и бандитизме! Но "оранжевым" дозволено практически все на выборах, лишь бы они победили. Большая ошибка Запада в том, что ставка делается на абсолютно обанкротившуюся власть. Это недооценка потенциала оппозиции и непонимание реальной ситуации в стране. В реальности в Украине нет ничего даже близкого к демократии.

"Y": Ряд экспертов утверждают, что западные политтехнологи в штабах Януковича и Ющенко призывают к примирению и созданию коалиции. Возможно ли соглашение с "оранжевыми" в принципе? И на каких условиях?

Н.А.: У нас есть своя стратегия и предвыборная программа. Если "оранжевые" согласны с ней, значит, возможен компромисс. Но сейчас наши стратегические позиции расходятся диаметрально. Соединиться с ними и договориться ради того, что "наш премьер, а ваш – вице-премьер, наш министр экономики, а ваш – министр финансов"? Для нас это не главное, потому что тогда мы потеряем поддержку избирателей и не сможем проводить ту политику, которую обещали. С чем тогда пойдем на следующие выборы? В Партии регионов – почти миллион членов. Мы переживаем бурный рост. Что мы скажем в своих организациях, если говорим одно, а станем исполнять программу Ющенко? А как с русским языком?

"Y": Действительно, как, если фактически ему уже придают региональный статус в различных областях Украины?

Н.А.: Региональный статус не способен решить проблему осуществления прав наших граждан, делопроизводства, выступлений защиты, сторон, обвинения, свидетелей в суде и т.д. Сейчас реализация правосудия осуществляется только на украинском языке. Мы должны это изменить. И региональное решение ситуацию не исправит. Или взять перевод высших учебных заведений и школ на преподавание исключительно на украинском языке. Это надо решать на общегосударственном уровне. Здесь мы стоим за федерализацию страны. Хотя при наличии Автономной Республики Крым унитарность уже выглядит относительно. Есть пример для федерации – Крым, Севастополь со своим статусом, Киев со статусом столицы. В Киеве власть реализуется не так, как в регионе: мэр столицы избирается народом, а губернатор, например, Харьковской области назначается президентом. Аналогично, Галичина по своему менталитету, подходам, привычкам, культуре – не Слобожанщина, Львов – не Донецк. Различия примерно те же, что между Саксонией и Баварией. Жители Донецкой области выступают за русский язык и русскую культуру, но готовы поддержать львовян в их развитии украинского языка и украинской культуры.

"Y": Сегодня власти Украины пытаются создать национальную идею на противопоставлении всему русскому. В чем национальная идея должна заключаться на ваш взгляд?

Н.А.: Любые идеи, основанные на конфликте, мертвы в зародыше. В основе любого проекта должен лежать не конфликт, а поиск к развитию, решению и компромиссу. Давайте задумаемся, а что такое национальная идея в многонациональном государстве. Как ее будут воспринимать украинец, еврей, русский, татарин? Идея должна быть общей. И тогда надо отходить от шароваров, антимоскальства, искать то, что сможет объединить еврея и татарина, украинца и русского. Наверное, это желание жить, как люди. Говоря по-простому, жить в государстве, в котором комфортно, в котором отсутствует унижение, притеснение и агрессия. А Украина сейчас – страна беспредела, где права человека не защищены. Поэтому национальная идея должна отражать стремление жить в великой и вольной семье, жить в свободе, которую у граждан отобрала "оранжевая" власть.

"Y": Спасибо за интервью.

Выбор читателей