Беспримерно жестокая борьба с насилием

С тех пор как были отменены публичные казни, кровавые и неприглядные сцены могли наблюдать только работники спецслужб и маньяки. Сейчас, благодаря телевидению и Интернету, картины насилия снова стали доступны всем




С тех пор как были отменены публичные казни, кровавые и неприглядные сцены могли наблюдать только работники спецслужб и маньяки. Сейчас, благодаря телевидению и Интернету, картины насилия снова стали доступны всем.

Первая и, пожалуй, самая бесцеремонная "упаковка" жестоких сюжетов – новостные программы. Циничная беспристрастность подачи "жареной" фактуры создает иллюзию обыденности происходящего. Так, ночные обстрелы Багдада быстро стали для телезрителей красочным, но скоро приевшимся световым шоу. И пометка Live в углу экрана уже вроде бы и не подразумевает того, что в этот момент там гибнут люди.

Но общие планы мрачных событий – это уже вчерашний день. В конце 2006 г. в предпраздничной суете зрителей ждал настоящий "подарок" – видеозапись казни Саддама Хусейна! Надо сказать, сюрприз удался на славу. После просмотра казни по телевизору несколько десятков человек в разных странах покончили с собой. Дети, играя в казнь Саддама, погибали, задохнувшись в петле. А группа алжирских подростков решила поиграть в "палачей и диктатора" и, играючи, на самом деле повесила 12-летнего товарища. Вот такая живая реакция...

Не удивительно, что, по последним опросам ВЦИОМ, более 50% россиян высказываются за государственную цензуру на телевидении. Причем в первую очередь, по мнению участников опроса, она должна бороться с сексом, порнографией, жестокостью и насилием.

И борьба с бесчеловечностью на экране уже ведется. Правда, ее цели выбираются подчас весьма своеобразно. Так, недавно не был допущен к эфиру за пропаганду жестокости остроумный рекламный ролик. Шутливый намек на ритуальное отрубание пальца бракоделу стал непроходимым заслоном в телеэфир, который до отказа наполнен совсем не шутливым насилием и изуверством.

Пока на телевидении "ловят блох", в Интернете легко можно найти бесчисленное множество куда более смелых и жестких рекламных работ. Самые решительные рекламодатели, одновременно с политкорректным роликом на TV, запускают его скандальный вариант в Сети.

Разумеется, наши народные избранники уже не раз пытались встать на защиту нравственного здоровья нации. Но, как всегда, депутаты принялись за дело с чрезмерным усердием, и предлагаемый законопроект, в случае утверждения, перекрыл бы доступ в эфир всем фильмам про войну и даже вполне безобидным мультфильмам. И только вмешательство президента позволило "Ну, погоди!" и "Подвигу разведчика" не сгинуть навсегда с наших телеэкранов.

Пассаж про мультфильмы – вовсе не преувеличение. Кроме рекламы, на средства от которой и существуют телеканалы, под карающий меч борцов с жестокостью на экранах попал один самых остроумных и гуманистических мультсериалов – "Симпсоны". Мосгорсуд около трех лет рассматривал дело о законности его показа. Подавший кассационную жалобу московский адвокат Игорь Смыков так и не смог доказать, что в сериале есть сцены жестокости и насилия. Однако он заявил, что не согласен с решением Мосгорсуда и будет обращаться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

Меж тем в схватке за аудиторию все больше "пленных" забирает Интернет. В крупных городах уже большая часть населения узнает новости из Всемирной паутины. Туда же переходят и рекламные кампании известных брендов. А все спорные и скандальные ролики (в том числе и казнь Хусейна) сразу выкладываются на общедоступных интернет-порталах, контролировать которые пока что куда сложнее, чем телеэфир.

Кстати, три престижные для Сети награды "Большое кресло идей" выиграла рекламная кампания видеоигры, представлявшей собой фиктивный отзыв, будто бы написанный от имени бета-тестера. Тестер-аноним обвинял игру в избытке насилия, из-за которого он терял голову и начинал кидаться на людей. Эта кампания за четыре месяца привела на сайт 2,2 млн человек. Так что тема насилия на экранах, похоже, обретает на наших глазах новое звучание и масштаб.

Выбор читателей